Любовь в учении прп. Макария. Содержание и смысл этого понятия, значения в жизни человека и способы её достижения.

monochrome photo of couple holding hands

Самое ценное и вожделенное для человека — это любовь, так как она принадлежит вечности и никогда не прекратится: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.» (1 Кор. 13:8) Говоря о любви, невозможно умолчат о Боге — ведь человек есть только потому, что Бог любит его: » Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.» (1 Ин. 4:9) В творения многих святых отцов мы найдем учение о любви, которое подобно прекрасной жемчужине, лежащей на дне океана и ожидающей своего обладателя. Прп. Макарий Египетский раскрывает не только глубину такого понятия, как любовь, но и дает практические советы в достижении этой христианской добродетели. В своем «Великом послании» этот святой отец касается темы любви, говоря о которой он затрагивает первую и самую главную заповедь — заповедь о любви к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!» (Мк. 12:30) Сосредотачивая свою мысль на первой заповеди прп. Макарий излагает учение о любви, где последняя мыслится как посвящение человеческого ума и всего человеческого естества (чувств, мыслей, стремлений) своему Творцу: «самое лучшее, тучное и первое из всего сочетания природы нашей — сам ум, саму совесть, само правое разумение наше, саму любящую силу души нашей и вообще начаток всего человеческого естества нашего — следует всегда и прежде всего приносить Богу как священную жертву сердца.»1 Любящий Бога человек отлагает от себя все суетное и мирское и умом пребывает в небесных обителях, непрестанно помышляя о еще большем приближении к объекту своей любви — Богу. В учении прп. Макария речь идет о любви к Богу, но с ней тесно связана и любовь к ближнему и всему творению. Говоря об исполнении первой заповеди прп. Макарий учит о том, что первая заповедь тесно связана со второй, поэтому исполнение первой существенно облегчает и несение второй, и даже вторую невозможно и исполнить без усердного попечения о первой, которая есть достижения любви к Богу. Значение этой любви в жизни человека чрезвычайно велико, так как достигнув ее человек внутренне преображается и ум его становится светлым: «если сам ум и всё расположение души человека всегда поглощены размышлением о Боге и томлением по Нему, то памятованием о добре и любовью Божией он постоянно украшает свои мысли и они становятся истинными, благоговейными и благочестивыми.»2 Такая горящая любовью к Богу душа уже не тяготится никакой скорбью и все иго Христово для нее легко и так она достигает любви к ближнему: » И следствием памятования о Боге и любви Божией всегда является чистая любовь к брату.»3 Кроме того, пребывающий в любви к Богу человек становится страшным для темных сил: «Когда же ум посвящает себя целиком памятованию о Боге и любви Божией, то это становится поражением и смертью лукавого.»4 А не имеющий Бога в своем уме человек, не имеет и страха Божия, таковой «с необходимостью ищет славы и охотится за похвалами тех, кому он служит»5, таковой обличается Господом как неверующий: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44). Исполняющий же заповедь о любви к Богу легко достигает и выполнения других заповедей, как «истинная простота, кротость, смирение, непорочность, доброта, молитва и все последующие святые заповеди.»6 Любовь к Богу уже вложена в человека изначально, ибо душа человеческая сотворена по образу Божию и по Его подобию, но в результате грехопадения в человеке образ Божий был омрачен. Результатом этого события стало присущее человеческому разуму рассеянность и некая немощь ума, которая не может без усилия и понуждения восходить в горняя, поэтому теперь человеку прележит труд и борение, чтобы возжечь в себе божественную любовь:» со многим борением, с трудом — тайным и незримым — следует постоянно отдавать себя делу исследования помыслов, немоществующие органы души нашей всегда упражнять в различении добра и зла и их, ослабленных грехом, непрестанно оживлять усердием ума, заставляя их поспешать к Богу»7. Кроме того, враг рода человеческого всегда препятствует человеку в его движении к Богу и непрестанно подвизается в том, чтобы отвлечь ум человека от Бога и предлагает ему всякое мечтание, увлекшись которым человек забывает о Боге и своей истинной цели: «он использует всяческие земные обольщения, чтобы увести человека от подлинного блага к тому, что лишь кажется им.»8. Враг везде сеет свои плевелы и к доброму примешивает свое (тщеславие, самомнение, ропот и т.п.), чтобы благо и добро, исполняемые с мыслью о Боге, были осуществлены не по причине служения Богу и любви к Нему. Поэтому прп. Макарий наставляет: «каждый христианин должен обладать многим ведением и способностью духовного различения, чтобы быть в силах распознать уловки и хитрости лукавого, целиком отстраниться от зла.»9 В творении прп. Макария изложены и способы достижения любви к Богу. Прежде всего он указывает на духовный труд, заключающийся в посте и молитве: «ибо тот, кто уязвлён любовью и пылким стремлением к Богу, во время молитвы усиливается, подвизается и принуждает свое произволение к духовному труду, отдаваясь ему целиком, даже если до этого он никогда и не предавался такому труду. Он жаждет получить от Бога небесную любовь»10. Плодом любви являются и другие труды, которые по слову прп. Макария должны быть увенчаны не только любовью, как небесным даром, но и другими плодами, если подвижник проходит их как должно: «о всяком подвижническом труде и усилии: идет ли речь о девстве или о молитве, о посте или бдении, о псалмопении или служении, а также о любом усилии и делании, совершаемом нами ради добродетели, — если не обретем в себе плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, прямодушия, веры, долготерпения и независтливости, то напрасны и тщетны труды и усилия наши.»11 Кроме того, небесные дары подаются Духом, а в нечистом сердце Дух пребывать не может, поэтому надо позаботится и об очищении своего сердца от всякой скверны: » должны полностью отсечь от себя всякий грех, совершаемый делом, словом, мыслью или помыслом, и, ревностно молясь и уповая с верой, ежедневно поспешать к совершенной чистоте Божией.»12 А тем, кто еще по младенчеству не может прилагать все усилия на молитву прп. Макарий рекомендует подвизаться в служении ближнему, дабы таким способом достичь той же цели: » приуготовляйте себя на служение, послушание или любое дело, приносящее отдохновение братиям, исполняя и осуществляя его, как заповедь Божию и как духовное дело.»12 Все дела свои прп. Макарий советует устроять, имея только одну цель: «пусть у нас над всеми заповедями господствует цель любви к Богу от искренней совести и чистого расположения души.»13 1-13 Макарий Египетский, прп., «Великое Послание», гл. III, VIII- XI. Литература: 1. Макарий Египетский, прп., «Великое Послание»