Колодчик преподобного Сергия Радонежского

В 4-х километрах от Никольского храма с. Васютино в лесу рядом с Топическим озером находится издревле почитавшийся в этих краях колодец преподобного Сергия Радонежского.

В дореволюционное время к святому колодцу совершались крестные ходы, к нему вела проложенная через лес и болото лесная дорога (небольшие сохранившиеся участки этой дороги и сейчас можно отыскать в лесу), а само место, где расположен колодец, почиталось среди местного населения святым.

После закрытия и разорения храма колодчик долгое время пребывал в  запустении и забвении – заросла и заболотилась дорога к нему, сгнил деревянный сруб, был утрачен  Крест. В связи с началом возрождения церковной жизни в Никольском храме (1990 г.) колодец вновь стал местом молитвы и паломничества. Ежегодно в дни памяти преподобного Сергия (18 июля и 8 октября) у святого колодца совершаются молебны.

В 2010 г. исполнилось 20 лет с начала возрождения Никольского храма с. Васютино. Помимо больших ремонтно-восстановительных работ в самом храме, удалось расчистить лесную поляну, на которой расположен колодчик, от валежника и сухих деревьев, а также соорудить надкладезную сень (часовню) в стиле древнерусского деревянного зодчества.

Места, на которых расположен наш Никольский храм, связаны с именем преподобного Сергия, игумена Радонежского – в пределах одно — двухдневного пешего перехода (а преподобный Сергий всегда ходил пешком) расположены два основанных самим Радонежским игуменом монастыря – Успенский на Дубенке и Благовещенский на Киржаче. Так что окружающие наш храм леса и топи, в далеком 14 столетии вполне могли быть той пустыней, куда удалился преподобный Сергий для уединения и молитвы.

преподобный Сергий Радонежский. шитый покров XV века

В Житии преподобного Сергия, написанного в начале 15 века его учеником, выдающимся древнерусским книжником Епифанием Премудрым, рассказывается о том, как преподобный оставил свою обитель на Маковце и долго в уединении искал место для новой обители. В конце концов, он остановился на реке Киржач, где и поныне стоит обитель, основанная преподобным.

 «Некоторое время спустя в обители вновь случилось смятение. Ненавидящий добро диавол, не терпя сияния, исходящего от Преподобного, видя себя побеждаемым Преподобным, вложил некоторым из братии помысел отвергнуть игуменство Сергия. В один субботний день служилась вечерня, и Игумен Сергий был в алтаре в священническом облачении. Его брат Стефан стоял на левом клиросе и вдруг спросил канонарха: «Кто дал тебе эту книгу?» Канонарх ответил: «Мне ее дал игумен». «Кто здесь Игумен? – с гневом воскликнул Стефан. – Не я ли первым основал эту обитель?» Сказаны были и другие неподобающие слова. Находясь в алтаре, святой их слышал, но ничего не сказал. После окончания вечерни, выйдя из церкви, Преподобный не пошел в келлию, но, никем не замеченный, покинул монастырь и один отправился по дороге, ведущей в Кинелу. В пути его настигла ночь, и Преподобный спал в пустыне; проснувшись, он наутро продолжил свой путь и пришел в монастырь на Махрище64. Там Сергий попросил у Стефана, Игумена того монастыря, одного инока, который мог бы показать пустынные места. Много пустынных дебрей обошел Преподобный вместе со своим провожатым, пока наконец они не пришли на красивое место близ реки Киржач, где сейчас стоит монастырь честного Благовещения Пречистой Владычицы нашей Богородицы.

Как мы уже сказали, Сергий покинул свою обитель незамеченным, и иноки нигде не могли найти его. Братия ужаснулись и, не желая разлучиться со своим пастырем, отправились повсюду искать своего Игумена: и в пустынных местах, и в городах. Один из иноков отправился на Махрище к Стефану, желая разузнать о Сергии. Услышав, что Преподобный ушел в дальнюю пустыню, чтобы построить монастырь, он возликовал душой и в порыве радости хотел было последовать за святым, но решил вернуться в монастырь, чтобы утешить братию, скорбевшую о святом. Узнав о местопребывании своего Игумена, иноки весьма обрадовались и начали приходить к нему по двое и по трое, иногда же и большими группами <…> Некоторые из иноков монастыря Святой Троицы, горевшие любовью к своему духовному учителю и страдавшие от долгой разлуки с ним, пришли в город к Митрополиту и сказали: «Святой владыко! Твое святое владычество знает о нашей разлуке с духовным отцом. Ныне мы живем как овцы без пастыря; священномонахи, старцы и святая, Богом собранная, братия расходятся из монастыря, не вынося разлучения со своим отцом. Да и мы сами не можем дольше жить, если не будем иметь утешение – видеть святого. Если соизволишь, наш Богом данный наставник, то повели ему вернуться в свой монастырь, чтобы мы не изнемогли вконец от скорби о нем». Услышав это от прибывших братий, Митрополит не мешкая, спешно послал к блаженному двух архимандритов, Герасима и Павла, с посланием, содержавшем поучения из Божественного Писания, – как отец, он поучал Сергия и наставлял, как сына. Добравшись до Киржача, посланцы, по обычаю, поприветствовали Сергия и сказали: «Отец твой, Митрополит Алексий, благословляет тебя и повелел передать тебе следующее: «Я весьма обрадовался, узнав о твоей жизни в дальней пустыни, что и там имя Божие прославляется многими благодаря тебе. Довольно с тебя того, что ты построил здесь церковь и собрал братию. Выбери из твоих учеников наиболее преуспевшего в добродетели и поставь его вместо себя строителем святого монастыря, а сам возвращайся в монастырь Святой Троицы, чтобы братия этого монастыря не покидали его надолго, скорбя в разлуке с твоим святым преподобием. Тех, кто противится тебе, я изгоню из монастыря, чтобы там не осталось ни одного твоего недоброжелателя, только не ослушайся нас. Милость Божия и наше благословение да будут всегда с тобою». На это святой отец отвечал им: «Скажите господину Митрополиту: «“Все исходящее из твоих уст приму с радостью как исходящее из уст Христовых и ни в чем не ослушаюсь тебя»». (Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия-чудотворца и похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием Премудрым. Глава 17. Об основании монастыря на р. Киржач)

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!

Карта со схемой проезда: