Как все меняется в мире! Мы давно привыкли к тому, что в этот день традиционно бывает хорошая погода, и наши отцы и деды говорили, что после «Троицы» уже не бывает заморозков…
Нынешний год удивил нас холодными праздниками: пасхальное звездное небо в полночь сменилось сереньким утром, и лишь колокольный звон к праздничной вечерне разогнал тучи… Почти такая же погода выдалось и через пятьдесят дней, в день Всесвятой Троицы. Правда, за прошедшие пятьдесят дней все вокруг украсилось обильным разнотравьем, но порывы сильного ветра быстро гнали низкие грозовые облака, несущие куда-то заряды града, но праздничный день то и дело вспыхивал яркими солнечными лучами.
А ведь этот особенный день – не только День рождения всей Церкви – день схождения на апостолов Духа Святого, но и день рождения – вернее, возрождения – Никольской Церкви, что в Кунье, на мху, у пруда. Двадцать два года назад, в 1990 году, именно в день Всесвятой Троицы на руинах разрушенного храма был отслужен первый молебен, с которого начала возрождаться приходская жизнь. Обычно в этот день прихожан храма ждет на улице праздничное угощение и концерт казачьей песни.
Мы волновались, потому что было принято решение с нынешнего, 2012 года, этот традиционный концерт проводить в форме фестиваля казачьей песни. С благословения настоятеля Никольского храма прот. Сергия (Шумилова), организаторами фестиваля стали казаки Васютинского Куреня Павлово-Посадского Хуторского Казачьего Общества и община Никольского храма.
Фестиваль открылся на лужайке перед храмом после праздничного богослужения и коленопреклоненных молитв – впервые после Пасхи мы преклонили колена в храме – с молитвами о прощения наших грехов и согрешений.
В отличие от традиционных праздничных концертов, перед фестивалем была поставлена задача познакомить его гостей с историей православного казачества: с основами духовной, военной и бытовой жизни, о гонениях и о возрождении.
Казачья еда склонна к синтезу, а иногда это и к прямой провокации! Так, например, в кочевую кухонную традицию казачества с XIIIV века прочно вошла свинина – бытует мнение, что запорожцы стали выращивать на Дону свиней намеренно, «в пику» – чтобы не угощать зашедших в гости иноверцев…
Кулеш (венгерское слово «кёлеш» (Koeles) – просо, пшено)– воинская походная пища, которая впервые зафиксирована в русской традиции в 1629 году, и скорее всего, попала к нам либо с польскими интервентами в Смутное время, либо с малороссийскими крестьянами Ивана Болотникова. Традиционный кулеш представляет собой довольно жидкую кашу с добавками – любыми видами мяса, рыбы, салом, маслом, приправами и специями. Ее очень легко приготовить в походных условиях. Кроме того, такая еда насыщает быстро и надолго, что очень удобно в походе. По-видимому, отсюда – из казачьей воинской традиции – и выросла поговорка «кашу маслом не испортишь»! Одной из разновидностей кулеша является соломаха.
В качестве угощения казаки Васютинского Куреня приготовили именно соломаху – на этот раз соломаха была с бараниной и рисом – свежей вариацией на тему узбекского плова. В качестве напитков подавились чай с конфетами и печеньем, и традиционный хлебный квас (в древности казаки угощали и свекольным, и яблочным!). Эксклюзивными угощениями стали шашлык из печенки с салом (кстати, слово «шашлык» изобретено запорожскими казаками, исказившими крымско-татарское «шишлык» – «нечто на вертеле») и традиционный чихирь (красное неперебродившее вино домашнего приготовления),помните, у Пушкина вКавказском пленнике:
Тогда хозяин благосклонный
С приветом, ласково, встает
И гостю в чаше благовонной
Чихирь отрадный подает…
И у Л. Толстого в Казаках: «…Да что, отец мой, чихирю-то вели поднесть…»
Казачки показали нам традиционные в Троицу развлечения и украшения: мы научились вязать из мочала традиционных птичек, а из соломы – кукол. Девочки также сплели веночки из цветов и веточек березы, украшая их лентами и бусами. На лужайке возвышались живые березовые врата – по традиции, в день празднования Всесвятой Троицы на гуляниях играли в ручеек, кланяясь, проходили под связанными аркой березовыми вратами. Нас научили танцевать кадриль и водить хоровод. Мальчишки с любопытством наблюдали за тем, как их сверстник – казачок лет 11 – демонстрирует «джигитовку с саблей «по-пешему». Прошли мастер-классы по плетению казачьей нагайки и колокольному звону. А еще нас научили из камыша вырезать свирельки и дудочки! Желающие получали уроки игры на балалайке и выучили самые простенькие наигрыши.
Самым удивительным участниками фестиваля стали древние музыкальные инструменты – донской рылей и лира. Ну, и конечно, сами казачьи песни… духовные канты, строевые, лирические и весёлые – любимые народом песни – их можно было загодя распечатать на сайте фестиваля, и подпевать во весь голос!
Участниками фестиваля были Владимир и Марина Скунцевы, ансамбль Вэрэмий из Мытищ, Павлово-Посадский Крутояр, столичный этнографический ансамбль Полотно, казачий дуэт Вольные казаки. Мы услышали песни и под русскую гармошку, и под лиру, донской рылей и бубен, – ну и конечно, – «а Capella»– в лучших традициях русского казачества. Начинает – запевала, его подхватывают, подменяют друг друга, а песня крепнет, заполняют собой все пространство!
Особенно запомнился момент, когда прямо над импровизированной сценой, как будто зацепившись за деревья рваными краями, нависла «беременная» градом иссиня-черная туча, сильные порывы ветра грозили ее прорвать и высыпать прямо на нас заряд ледяной шрапнели…
Не знаю, чем бы это закончилось, но Владимир Скунцев взял донской рылей и запел по древнему обряду величание святителю Николе-Чудотворцу… ветер неистовствовал, ударяя в микрофоны, но мощные и спокойные голоса пели хвалебную песнь нашему небесному заступнику. И вдруг особенно сильный порыв ветра просто перекинул через кроны деревьев черную тучу! И у нас появилось почти четыре часа, чтобы достойно – песнями и танцами отметить праздник Всесвятой Троицы!
Широко известные среди ценителей и знатоков казачьей старины этнографы Марина и Владимир Скунцевы обещали и в будущем рассказывать нам о том, как казаки «женились и замуж выходили», «что готовили и пекли», «как к какому случаю одевались». А в этот удивительный день мы с удивлением узнали, что казачью мужскую певческую традицию – во всех гонениях ХХ века для мужчин – бережно сохранили женщины-казачки! Именно они пели «по-мужски», да и по-женски, обучали петь детей и внуков – именно так сохранилась древняя казачья певческая традиция. А еще мы узнали, что казаки в 4 года уже проводили обряд посвящения мальчиков в воины. Этот обряд проводился в последний день августа – в день памяти Фрола и Лавра. В этот день крестный отец казачонка сажал мальчишку на коня и в поводу водил его по двору – после этого мальчик считался готовым к обучению воинской дисциплине. А мы все – маленький, маленький… им уже 10-12 лет – а мы место в автобусе уступаем таким «маленьким»! Ведь мальчишки должны расти воинами, а не эгоистами самовлюбленными! Как жаль! Как много нами утеряно из воинской традиции, и какое счастье, что эта традиция возрождается – в том числе и нашими скромными усилиями!!!
Праздник продолжался уже в трапезной – часа через четыре все-таки начал накрапывать дождь. И фестиваль продолжился с новыми силами – участники всех коллективов исполнили самые известные и любимые казачьи песни – ВСЕ ВМЕСТЕ! В нашей – она всегда казалось, очень большой! – трапезной от такого количества высоких и сильных мужчин стало тесно…
Мы очень надеемся, что Троицкий фестиваль Васютинского Куреня в этом годустал только «первой ласточкой» новой казачьей весны. Что песня «Не для меня…» останется в репертуаре как традиционная и любимая, а вот возрождающееся казачество найдет свое место в современной жизни и послужит еще Богу, Царю и Отечеству Российскому, и в очередной раз возвестит всему миру: «Слава Богу, что мы казаки»!
Оргкомитет Фестиваля