В неделю о возвращении блудного сына и догмат о границах церкви

В прекрасный солнечный день, 28 февраля, после Воскресного богослужения мы собрались для того, чтобы поговорить о важных и значимых понятиях христианской жизни. В современном мире можно услышать различные определения того, что такое Церковь.

Как выбрать правильное? Священник Иоанн Шумилов поведал нам, что не очень-то простое это дело, найти исчерпывающее определение Церкви. Ведь Церковь — это прежде всего Таинство. «Тайна сия велика» (Эф. 5:32),- говорит нам сквозь века апостол Павел. И именно эта тáинственность Божественного Откровения и отличает истинное христианство от тех, кто под него маскируется, делая свое учение абсолютно «понятным» и прозрачным для того, чтобы обмануть и увлечь за собой многих.

Церковь — это не просто красивое здание. Это не просто камни. Это люди! Дословный перевод слова «Церковь» (греч. ἐκκλησία, «эклессия») — «собрание призванных».

Сразу же возникает вопрос: «А призванных кем?» И ответ не заставляет себя долго ждать. Конечно же Богом — Господом нашим Иисусом Христом. Из Священного Писания мы знаем очень красивые и проникновенные слова: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). То есть, Господь призывает каждого из нас. Нужно лишь сделать шаг к Нему навстречу и смело открыть свое сердце.

Таким образом, Главой Церкви является именно Христос. И именно к Нему нужно приходить в храм, не спотыкаясь при этом о недостатки грешных людей, которые могут там встретиться.

Далее, алтарник храма Денис Чашечкин рассказал нам о Свойствах Церкви. Из Символа веры — молитвы, которая поется на важнейшем христианском богослужении — Божественной Литургии (греч. λειτουργία – «общее дело»), мы знаем 4 таких Свойства: Единство, Святость, Соборность и Апостольство. Конечно, единство может быть разным. Можно отметить, что большинство священников носят бороду, многие храмы имеют в чем-то схожее строение.

То есть можно говорить о внешнем единстве традиции и архитектуры. Можно углубиться и сказать о единых Таинствах, о единой установленной Богом иерархии, о едином Символе веры. Это тоже будет внешним единством, но уже подразумевающим под собой значимый богословский смысл.

И наконец, можно сделать утверждение о внутреннем Единстве. Единстве, незаметном для человеческого глаза. Однако, несмотря на это, по вере Церкви, все мы теснейшим образом соединяемся со Христом и друг с другом в Таинстве Евхаристии (греч. εὐ-χᾰριστία — «благодарение»), которое мы лучше знаем как Таинство Причастия. Святость — это прежде всего Свойство Божие.

И Церковь Свята не самочинно, а именно потому, что с ней неотступно пребывает Господь. Соборность или Кафоличность (греч. κᾰθ-ολικός — всеобщий) Церкви — это не количественная ее характеристика, такая как широкое распространение в мире, но прежде всего качественная.

Помимо того, что Церковь не ограничена ни народом, ни пространством, ни временем, каждая Церковь, в которой служится Литургия, несет в себе полноту истины. Не смотря на ее возможные материальные и другие трудности.

Наконец, Апостольство — последнее, четвертое Свойство Церкви. Апостолы (греч. ἀπόστολος – «посланный») были первыми христианами, которые, по воле Христовой, установили первые Таинства, передали учение веры и жизни, поставили первых епископов. Церковь имеет в своем основании именно учение Христа и апостолов, которое бережно хранится и передается из поколения в поколение. Апостольство Церкви выражено также в преемственности священства через последовательность поставлений епископов от апостолов до наших дней.

Свой рассказ Денис продолжил знакомством слушателей с термином «апологетика» (от греч. «апология», απολογία – защита, заступничество, оправдание) – раздел богословия, посвященный защите истинности христианского вероучения. Говоря о важности этой дисциплины, мы пришли к выводу, что конечно же нужно уметь интересующимся рассказывать о вере Христовой, а также, по искренней нашей любви помогать заблуждающимся увидеть их ошибки и вернуться в Православие.

В завершении, были разобраны 2 типичных аргумента против Церкви. Первый из них, со стороны псевдохристианских общин, состоит в том, что якобы Церковь «уклонилась от апостольского учения». Второй, со стороны тех, кто так и не откликнулся на Божественный призыв, говоря, что «ходить в Церковь — пустая трата времени, ведь можно молиться и дома».

Нам сообща удалось справиться с этими мнениями и показать их несостоятельность на основании Священного Писания.

Далее, отец Иоанн провел интересную историческую беседу об отпадении Латинской Церкви от Православия. Мы узнали, что раскол, который случился в 1054 году не был случайным. Ему способствовали несколько внешних факторов.

Во-первых, различная историческая судьба Востока и Запада. Ведь Рим пал в 476 году, будучи завоеван варварскими германскими племенами. Не смотря на эти сложности, христианство на данной территории было сохранено. Варварские племена-завоеватели охотно принимали христианство, переставая быть варварами, ведь христианин — это уже не варвар. Но все же, Великое переселение народов оказало сильное влияние на общий культурный фон Западной половины христианского мира. На Востоке же, Византийская Империя дольше сопротивлялась варварскому натиску и сумела сохранить социокультурную целостность вплоть до 1453 года.

Во-вторых, Церковный авторитет Римской кафедры, ведь Римская Церковь была самой многочисленной еще со времен апостола Павла, а сам Рим по сути был столицей всего мира.

В-третьих, развитие учения о власти пап на Западе, которое, конечно же происходило не без влияния предыдущего фактора.

И наконец, в-четвертых, различия в жизни Церкви на Западе и на Востоке – обрядовая разница, институт папской власти и др. Конечно, стоит упомянуть еще и о несогласиях и спорах относительно церковного подчинения некоторых территорий (Балканы, Южная Италия), а также о разрыве в вероучении (т.е. в догматике). Появление в Западном Символе веры слов «и от Сына» (лат. Filioque, «филиокве»): сначала среди германских христианских общин, а затем (после более чем двухвековой борьбы пап с этим нововведением) и в официальном Символе веры Римской Церкви.

И даже не само изменение Символа веры стало главной причиной раскола. Вся история Церкви свидетельствует о том, что единство в вере и жизни, постоянно разрушаемое грехом, по милости Божией не уничтожимо как существенное свойство самой Церкви. Главной причиной стало именно искажение образа Церкви Христовой – насаждение в Западной Церкви института универсальной власти – папства. Сразу после отпадения латинян были предприняты различные попытки договориться, объединиться вновь, разрешить эти несогласия.

Отсюда происходит термин «У́ния» (от позднелат. unio – «объединение») — попытка институционально объединить Православие и Католичество с сохранением у первых «восточного обряда», а у вторых папства.

Практика показала, что уния бесперспективна и неспособна помочь преодолению раскола потому что не излечивает раскол, устраняя его причину, а, наоборот, укореняет его. Однако униатские Церкви существуют и до сих пор, к примеру, на Украине. В завершении занятия Воскресной школы мы узнали о современных попытках объединения Церквей – т.н. экуменизме (от греч. οἰκουμένη – «обитаемый мир», «вселенная»). Все эти попытки изначально несут на себе явный оттенок лукавства, потому что Церковь по своему определению является Вселенской. И попытки создать что-то новое, как бы неявно упраздняет то, что мы и так имеем по дару Спасителя.

Очень не хотелось расставаться, однако время подошло к концу, и с благодарностью интересно и познавательно проведенное время, мы мирно разъехались по своим домам, дав друг другу обещание поразмышлять об услышанном и сформулировать возникшие вопросы. А также, пообещав собираться на подобные занятия регулярно, для того, чтобы научиться «всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет. 3:15).