занятие Воскресной школы для взрослых
Вот и начались приготовительные недели к Великому Посту… Мы снова услышали Евангельское чтение о Закхее, а ровно через месяц — 14 марта — наступит первая седмица Великого Поста. После воскресной Божественной Литургии 14 февраля — накануне празднования Сретения Господня, мы собрались чтобы поразмышлять о смысле этого праздника и о Богочеловечестве Христа.
Священник Иоанн (Шумилов) и алтарник нашего храма, студент Свято-Тихоновского института Денис Чашечкин подготовили для прихожан доклады.
Занятие началось с чтения Евангельского отрывка, читаемого в праздник Сретения (Лк.: 2:22-39). Затем мы узнали об особенностях этого праздника: это несомненно Господский праздник, но цвет богослужебных облачений — Богородичный, голубой. Главный тропарь праздника посвящен Пресвятой Богородице:
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.
И множество других богослужебных текстов — сам праздничный канон, особые запевы на 9 песни, запричастный стих и многие другие моменты богослужения указывают на особенное место этого праздника в ряду других (хотя, каждый праздник имеет свои отличия и неповторимость!).
Почему это так важно — в Господском празднике — снова и снова отмечать, хвалить и славить Пресвятую Деву?
Эти богослужебные подсказки настойчиво обращают наше внимание на Того, Кого именно принял на свои старческие, немощные руки праведный старец Симеон, называемый Святой Церковью Богоприимцем, Кого родила, и в сороковой день по Уставу — принесла в храм Пресвятая Богородица?
Литургическое Богословие не позволяет нам легкомысленно относиться к догматам Православной Церкви, которые в точнейших, исключающих ложные толкования, формулировках, выражают веру Церкви. Мы вспомнили, что Христианское Богословие — это поиск «богоприличных» и точных слов, чтобы конкретные люди конкретных времён и культуры услышали неизменную Богооткровенную Истину, явленную Пришествием Христа и врученную Им Своей Церкви. Греческое слово «догмат» означает «определение» того, что реально существует: догмат ограждает истину от искажения. Догматы можно сравнить с дорожными знаками. Наша Цель — Христос, а Церковь Христова с ее богооткровенным учением и благодатными таинствами — Путь к Нему. Различие между Православием и другими формами христианства не только и не столько в разных интерпретациях Евангельских текстов. Разница в направлениях движения. Путь ко Христу — православие. Пути, уводящие от Него — все остальные.
В истории Церкви Христовой IV век – эпоха «арианской смуты», которая и вызвала к жизни необходимость формулирования определений — догматов. Арианская ересь отвергала тайну Пресвятой Троицы, утверждая, что Христос не был Богом. Ответом на эту ересь стало Троическое богословие, утверждавшее единосущие Лиц Пресвятой Троицы: Бог Един по природе и троичен в Лицах — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый. То самое точное и богоприличное слово «Единосущный» — «омоусиос», выражающее равенство Бога Сына Богу Отцу, лишь на одну маленькую буковку «йоту» отличалось от еретического слово «подобосущный» — «омиусиус», характеризовавшее Сына как тварное существо, а не Бога. Этот термин означал, что наше спасение не состоялось — ни больше, ни меньше!
Православная Церковь твердо знает, что Христос — Бог, и именно за это его распяли законники и фарисеи — за то, «что Он делает Себя равным Богу».
Так Кого же принял в свои руки старец Симеон? Об этом нам сообщает само Евангелие — этой молитвой мы до сих пор молимся — ежедневно на вечернем богослужении, благодарим Господа после принятия Святых Христовых Таин — «Ныне отпущаеши, раба Твоего, Владыко…». Это ведь к Младенцу — Богомладенцу — Христу так обращается праведный Симеон! Из предания Церкви мы знаем, что этот действительно благочестивый человек однажды, читая текст Священного Писания — пророчество (Ис. 7:14), усомнился, что Дева родит Эммануила, подумав, что здесь ошибка и собравшись заменить слово «Дева» на слово «женщина». Но Ангел явился ему и укорил, произнеся обещание от Бога: не умрешь, пока своими глазами не увидишь воплотившегося Мессию.
Но выразить в полной мере словами тайну Богочеловечества Христова христиане долго не могли. Первые попытки оказались неудачными и породили «христологические ереси»: несторианство отвергало полноту Божественной Природы во Христе, а монофизитство, напротив, отказывало Христу в полноте человечества. Именно тогда, в ответ на эти вызовы, на III и IV Вселенских Соборах в Эфесе (431 г.) и Халкидоне (451 г.) были сформулированы первые догматы, немногими точными и богоприличными словами определявшими веру отцов:
«Итак, следуя за божественными отцами, мы все единогласно учим исповедывать Одного и Того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Совершенным по Божеству и Его же Самого Совершенным по человечеству; подлинно Бога и Его же Самого подлинно человека: из разумной души и тела. Единосущным Отцу по Божеству и Его же Самого единосущным нам по человечеству. Подобным нам во всем кроме греха.
Прежде веков рожденным из Отца по Божеству, а в последние дни Его же Самого для нас и для нашего спасения (рожденного) по человечеству из Марии Девы Богородицы.
Одного и Того же Христа. Сына, Господа Единороднаго, познаваемым в двух природах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.
(При этом) разница природ не исчезает через соединение, а еще тем более сохраняется особенность каждой природы, сходящейся в одно Лицо (προσωπον) и в одну Ипостась» (Орос Халкидонского Собора 451 г.).
Денис Чашечкин показал нам, как правильно работать со «сложными» местами Священного Писания, на которые ссылаются инославные христиане, доказывая еретические воззрения на Христа. Так, слова «Отец Мой более Меня» (Ин.14:28) можно прокомментировать словами апостола Павла из послания Филлипийцам: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной«. (Фил. 2:6-8). То есть, внимательное чтение Священного Писания дает однозначный ответ: Он Сам уничижил Себя, чтобы спасти нас — будучи равным Богу! Но есть и другой ответ — для тех, кому этого не достаточно — Афанасия Великого: Христос «равен Отцу по божеству и меньше Отца по человечеству».
Другой Евангельский отрывок «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк.13:32) замечательно толкует с позиций Божественной педагогики блаженный Феофилакт Болгарский: «Знает Он о дне и часе том, как это ясно из многих других мест. Да и как не знать Сыну этого дня, если Он знает все, что случится в будущем. Если бы Он сказал: Я знаю, но не хочу открыть вам, в таком случае Он омрачил бы их. А когда говорит, что ни Он, ни Ангелы не знают, Он совершенно удерживает их от желания знать и докучать Ему». Эту позицию подтверждает параллельный текст Евангелия от Матфея: «бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25:13).
Таких «сложных» мест в Священном Писании великое множество, и на каждый из них Святая Церковь давно и точно ответила, поэтому не имеет смысла искать других ответов на стороне.
Догматы, как правила техники безопасности, написаны кровью. Но не человеческой, а Богочеловеческой. Цена их нарушения — потеря вечного спасения, вечная гибель.
Поэтому в праздник Сретения Христова Святая Церковь воспевает Богочеловека Христа, принесенного Пресвятой Девой и Богородицей Марией в Храм, где и принял Его на руки праведный Симеон Богоприимец со словами «Ныне отпущаеши, раба Твоего, Владыко!..»
С праздником, православные!
подготовила Ольга Дорофеева