Сектоведение: Адвентисты седьмого дня

photo of a lighted candle

Владеем сокровищем

«Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4:1)

Вот опять, открывая почтовый ящик, обнаруживаю очередное «сокровище»[1]. Что-то удерживает от того, чтобы просто выкинуть и забыть эту газету, вероятно, привычка бережно относиться к цитатам из Св. Писания, хотя и пользуются ими теперь все кому ни лень, да и не может себе позволить верующий человек выбросить изображение Святого Креста, даже если помещено оно здесь в виде очередного кроссворда. Просматриваю обильные цитаты из Ветхого завета и скупые, оборванные из Евангелия, останавливаясь взглядом на именах-отчествах распространителей, невольно задаюсь вопросом, что же скрывается за судьбами этих простых (или не простых?) тетушек? Почему, отпав от двух тысяч лет Христианской истории, и тысячелетней истории Православной России, вдруг попали они в другую, сомнительную для себя и своих детей, историю и, вместо дорогих каждому христианину имен учителей Вселенской Церкви — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и каждому русскому сердцу имен — преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, святителей Димитрия Ростовского, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Иоанна Кронштадского — стали они распространителями паразитирующих на Священном Писании невнятных «мнений» и «видений» каких-то Миллеров, Уайтов, Расселов, Францев, Хеншелей и прочих «им же несть числа» заморских проповедников? Что может их связывать, и когда все это началось? В сегодняшнее время невиданного разгула узаконенной вседозволенности и всеядности? На заре перестройки, когда чуть не полстраны усаживалось перед телеэкранами с трехлитровыми банками в надежде, что какой-нибудь чумак-кашпировский ее чем-то там зарядит; а другая «более продвинутая» часть народонаселения ломилась на стадионы в надежде обрести более комфортную и респектабельную, по сравнению из руин поднимающейся, чудом Божиим и неимоверными усилиями ничтожно малого тогда, но верного остатка единственной и единой Святой Соборной и Апостольской Церкви? Или истоки этого вероотступнического помутнения начались гораздо раньше, когда едва не всем миром отрекались от собственной истории, от самих себя, от собственного спасения и от отеческих заветов: «Русь Святая, храни веру Православную!»…

Прежде чем сказать об истории образования одной из самых многочисленных в наше время сектантских организаций, дадим краткое определение сектам и ересям вообще, а заодно разберемся, в чем их разница. Слово еретик (от греч. hairesis или ересь – захват, выбор, учение, направление) означает человека, делающего произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Причиной всякой ереси является искажение смысла Священного Писания, которое истолковывается собственным греховным разумом, а если быть точнее и смотреть в суть вещей — гордыней человеческой, которая является основой всякого греха.

Слово секта, в отличие от ереси, происходит от латинского secare – «отсекать» (часть от целого), либо от латинского слова sequi – «следовать» (за лидером, задающим самопроизвольное направление), и обозначает организацию или закрытую религиозную группу, противопоставляющую себя основной религиозной общине (или общинам) страны или региона. К классическим сектам обычно относят менонитов, квакеров, адвентистов, пятидесятников, духоборов, хлыстов и других религиозных групп — маргинальных, по отношению к основной культуро- и государствообразующей религии.[2]

«Подлинно ли сказал Бог: Не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт 3, 1-5) – вопрошал когда-то у древа первый в человеческой истории «вербовщик», с целью зародить в сердце праматери Евы сомнение в слове Творца. Чем закончилась тогда эта история, теперь известно, пожалуй, всем. С первых веков христианства святые пастыри и отцы Церкви писали о грехах ереси и раскола, как особо тяжких и смертных: «Всякий отделяющийся от Церкви чужд для нее, он непотребен ей, он враг ее. Не имеющий Матерью Церкви, не может иметь Отцом своим Бога, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями» (Св. Ириней Лионский).

«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные а только Отец Мой…» (Мф. 24,36)

В 1844 году в Америке происходили небывалые события. Люди вдруг стали бросать работу, распродавать свое имущество. Газетные новости сеяли всеобщую панику: 22 октября 1844 года, согласно подсчетам некоего Уильяма Миллера, должно произойти второе пришествие на землю Спасителя и начнется Страшный Суд. Поверившие такому «откровению» несчастные, облекшись в белые одежды, накануне указанной даты в огромном количестве вышли к «горе суда» — так была названа гора в штате Нью-Йорк, на которую в облаке «должен был» сойти Сам Иисус Христос. Целая ночь проходила в напряженном ожидании, взгляды собравшихся были прикованы к небесам… Но вот опять, несмотря на «пророчество», взошло и озарило небосклон солнце, а никто из присутствующих так и не услышал трубного ангельского звука, не увидел и грядущего Спасителя на облаках. Пророчество оказалось обманом.

В адрес незадачливого пророка посыпались насмешки, Миллер с последователями был исключен из баптистского союза, членом которого он состоял, и в 1845 г. основал собственную организацию — адвентистов. Неудача с «пророчеством 1844 года» была объяснена тем, что якобы Христос пришел все-таки, но не на землю, а в небесное святилище, где и стал творить «суд исследования» — то есть, рассматривать жизнь каждого человека и судить, кто достоин воскресения, а кто нет. Это и есть главная доктрина адвентистов, помимо соблюдения субботы и веры в смерть души вместе с телом. Для этого суда требовалось от 70 до 100 лет, следовательно, новое пришествие было перенесено на 1932-33 гг. и так далее. Последнее предсказание пришлось на 1995 год…

«Не может дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7,18).

Вскоре ересь Миллера произрастила свои «плоды». В 1844 году Георг Сперр издал шесть своих проповедей, в которых отрицал бессмертие души и трактовал вечные мучения как полное уничтожение грешников. В 1845–1846 гг, под влиянием учения Рахили Престон, многие из адвентистов стали требовать, чтобы празднование Воскресения Господня было заменено на празднование ветхозаветной субботы. Сильнейшее влияние оказала на адвентистов в этом направлении Елена Уайт, которая имела «видения». В одном из этих «видений» явился ей ангел, повел на небеса, ввел в скинию и показал Ковчег Завета. Увидела она там лежащие скрижали каменные с изображением 10 заповедей, видит 4-ю заповедь (о дне субботнем) потемневшей. Явившийся ей «ангел» объяснил, что это потемнение заповеди произошло потому, что люди на земле не соблюдают ее. И стали, поверившие ей, с тех пор праздновать вместо Воскресения Христова — субботу. В 1860 г. адвентисты разделились на два направления. Те, кто признали праздником день субботний, стали называться адвентистами 7 дня, или субботниками. Примечательно, что основоположник секты «Свидетели Иеговы», — Чарльз Рассел был разочаровавшимся адвентистом.

Попытка перемешать христианство и иудейство не нова, первые такие опыты осуществлялись в гностических сектах первого столетия христианской эры; не ново это явление и в России, так в конце ХIY века, при Иване Ш, пробралась подобная ересь до самого Царского престола, прельстив собой великокняжескую невестку и даже часть духовенства. Для того чтобы обличить лжеучение понадобились целые годы самоотверженных трудов архиепископа Геннадия Новгородского и преподобного Иосифа Волоцкого, пока в 1504 году не состоялось его Соборное осуждение. Но в те далекие времена все называлось своими именами, эти и им подобные опыты совращения с пути истинного, именовались простыми и понятными словами, в упомянутом случае это явление получило название ересь жидовствующих[3], причем безотносительно ко всякой национальной принадлежности, — среди адептов стремительно распространявшейся секты достаточно было и соотечественников, — просто так называлось всякое лжеучение, которое в угоду возврата к псевдо-ветхозаветным принципам, попирало основы Православной Церкви, ее Таинства, догматы и, в первую очередь, Божество Господа Иисуса Христа и смысл Его Жертвы, как тайны нашего спасения.

Когда православных обвиняют в том, что они не помнят день субботний – это ложь. Суббота в православном предании, Богослужении и богословии – всегда день праздничный. Именно в субботу, помимо ежедневного молитвенного почитания, особо ублажается Заступница рода христианского — Богородица, Матерь Господа нашего Иисуса Христа; в субботу прославляются ветхозаветные праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе, в субботу поминаются все в вере, надежде воскресения и жизни вечной отшедшие отцы и братия наши. Есть и отдельно выделенные — Вселенские родительские субботы, когда вся Церковь особо поминает усопших – Троицкая, Димитриевская, подготовительная (мясопустная) и субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого Поста, когда, как и в Воскресенье, совершается праздничное непостовое Богослужение, служится полная Литургия, не читается покаянная молитва Ефрема Сирина, не кладутся земные поклоны.

Но среди всех перечисленных, в жизни Церкви особое место принадлежит Субботе накануне Пасхи Христовой — Субботе Страстной Седмицы, когда свершается Божественная тайна нашего спасения. Именно в этот день Спаситель сошел во ад, чтобы всем отшедшим в мир иной явить Себя и Свое Евангелие; всем и вся явить Истину, всем кроме тех, кто сам не хочет ее принять, отвергая тем самым жизнь со Христом.

Николай Васильевич Гоголь, наблюдая отступления и падения нравов современников, будто провидя и нынешнее брожение умов, с горечью в сердце писал в свое время: «Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его… Это Церковь, которая как целомудренная дева, сохранилась одна от времен апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей, это Церковь, которая вся со своими глубокими догматами и малейшими обрядами как бы снесена прямо с неба для русского народа, которая одна в силах разрешить все узлы недоумения и вопросы наши, которая может произвести неслыханное чудо в виду всей Европы, заставить у нас всякое сословие, звание и должность войти в их законные границы и пределы, и дать силу России изумить весь мир согласною стройностью того же самого организма, которым она доселе пугала, — и эта Церковь нами не знаема! И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь!»

Прийди и виждь, — из поколения в поколение, устами первых учеников Господа, зовёт Церковь всякого человека. Кажется, только вчера переживали мы удивительное, ни с каким другим несравнимое время, когда празднуется главное событие истории рода людского и каждого человека в отдельности, время исполнения всех возможных чаяний и пророчеств — Праздник Праздников, Воскресение Христово – Пасха Господня; и звенел по всей Руси Великой колокольный Благовест; а во все церквах и домах слышна была долгожданная весть: Воистину Воскрес Христос!

Но прежде затаила дыхание омытая спасительным покаянием Церковь Христова в последние часы Великой Субботы, переживая всю полноту страданий, понесенных за нас Господом, когда да молчит всякая тварь, ибо Христос во гробе. Невозможно, прожив вместе со Святой Церковью эти дни и часы, продолжать отвергать Воскресение – Пасху Господню, а значит, и собственное спасение.Н.М.


[1] Адвентистская газета, о которой идет речь, называется «Сокрытое сокровище»

[2] Определения даны по книге проф. Церковной истории А.Л.Дворкина «Сектоведение», к которой и отсылаем всех заинтересовавшихся, как наиболее полному в наше время труду по данному вопросу.

[3] Основные сведения об этой странице отечественной истории содержат сочинения преп. Иосифа Волоцкого и архиеп. Геннадия Новгородского