Сектоведение

brown book page

Секты в современной России

Нельзя не отметить, что сегодня в России переживается некое возрождение интереса к духовной жизни. Устаревшая терминология атеизма уступила место таким теперь модным словам как «харизма», «духовность», «просветление». Люди, которые в недавнем времени относили себя к атеистам, сегодня пытаются использовать какие-то «духовные силы», открывают «духовные энергии», но чаще всего они обращаются к услугам так называемых «духовных учителей», и в условиях глобального рынка им услужливо предлагается широкий выбор различных учений и практик. Конечно, человеку свойственно ошибаться, но, как говорят исследователи, в сектантских организациях практически нет людей, которые бы попали туда в результате серьезного духовного поиска, внутренней работы, размышлений или сравнений, и, как правило, большинство из них даже не знакомы с традиционными вероучениями. Но человеку также свойственно верить, и здесь ему на помощь приходят различные «помощники». Вполне усвоивший «дух века сего», когда-то неудачливый писатель-фантаст, а затем создатель одной из крупнейших сектантских организаций Рон Хаббард говорил, чтобы заработать миллион долларов, надо не романы писать, а создавать собственную религию.

По оценкам специалистов в различные религиозные новообразования на территории современной России вовлечено до 5 млн. человек, более половины из них молодежь от 18 до 27 лет. Многие из них в той или иной мере используют термин «христианские» в своей самоидентификации, однако по совокупности критериев никак не относятся к таковым. Поэтому в отношении их принято использовать термин «псевдохристианские».

Ключевым признакомдеструктивных псевдохристианских культов является то, что они своевольно отвергают основы, установленные Господом Иисусом Христом, а именно: Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь; Священное Писание и Священное Предание; апостольскую преемственность священства; Таинства. Самыми простыми критериями проверки истинности культа, называющего себя христианским, являются место и время возникновения, а также наличие непрерывного законного, то есть истинного, апостольского преемства священства, подлинность Таинств. Псевдохристианские объединения не удовлетворяют этим критериям, а потому отвергают их.

Когда мы говорим об основных мировых религиях — православной, католической, иудейской, исламской или индуистской — в первую очередь, мы говорим о культуре сформированной ими, в рамках которой, нация как общность, только и возможна. При этом мы ничего не можем сказать об адвентистской, иеговистской или саентологической культуре, именно потому, что таких культур, попросту нет. Обратившись к истории возникновения любой секты, мы обнаружим, что в начале ее лежит противопоставление себя существующему порядку, традиционным ценностям конкретного народа, и, наконец, противопоставление свидетельствующей о Себе в Евангелии и Церкви — Истине.

Религиозное невежество, незнание, непонимание своей духовной традиции, по сути, лишают человека выбора, который может быть только свободным и только осознанным. Или мы самостоятельно ищем ответ на вопрос: кто мы — в контексте истинного вероучения, то есть – Божественного Откровения, или право ответа на этот вопрос мы передаем кому-то еще, но тогда мы уже вряд ли сможем рассчитывать на истину — Истину с большой буквы. Если исходить из нашей истории, Россия — Православное государство – в религиозном, культурном, этическом и социальном смысле. Православие – ось развития русской идентичности. Те, кто наносит удар по нашей культурной и религиозной идентичности, конечно, наносят его по Православию, без которого мы – никто, просто никто.

Широкомасштабное проникновение сектантства на территорию России не случайно приходится на самые тяжелые для страны 20-е годы прошлого столетия — первые, после октябрьского переворота. Тогда в своей борьбе против Православной Церкви большевики весьма благосклонно отнеслись к различным группировкам сектантского толка, называя их «жертвами царского режима» и воспринимая как потенциальную опору нового, богоборческого режима. В воззвании от 5 октября 1921 года «К сектантам и старообрядцам, живущим в России и за границей» в рамках проекта Бонч-Бруевича о поддержке большевиками любых форм сектантства, говорится: «Впервые за все время существования России сектантам всех направлений и недавно еще гонимым старообрядческим согласиям, ушедшим достаточно далеко от только что господствовавшей и их угнетавшей православной церкви, предоставлена полная возможность широкого объединения… Все те, кто боролся со старым миром, кто пострадал от его тягот, — сектанты и старообрядцы в их числе, — все должны быть участниками в творчестве новых форм жизни. И мы говорим сектантам и старообрядцам, где бы они ни жили на всей земле: добро пожаловать!»[1]. Сектантские лидеры, в свою очередь, также видели в большевиках инструмент для насаждения своих учений и, конечно, торжествовали, видя небывалые гонения на Православие. В конце 20-х годов пришел и их черед, к середине 30-х в стране победившего пролетариата с сектантством было покончено; немногочисленные выжившие ушли в подполье.

Но самое небывалое распространение сектантства в современной России приходится на первые, после развала Советского Союза годы — перестроечные 90-е — как видим, также на переломный момент истории Российского государства. Тогда, после многих десятилетий атеизма, страна впервые соприкоснулась с так называемыми либеральными ценностями запада. В октябре 1997 г. на Вашингтонской конференции «Гармонизация религиозной свободы с культурными традициями и ценностями», говорилось, что единственный способ сегодня спасти Россию — послать в нее как можно больше миссионеров для того, чтобы они изменили историческое лицо России[2]. Для конкретного примера вспомним широко освещавшийся в 1999 г. процесс московской прокуратуры против американской секты «Свидетелей Иеговы». Тогда госсекретарь США Мадлен Олбрайт заявила в интервью Российскому телевидению, что правительство США заинтересовано в том, чтобы секта «Свидетелей Иеговы» выиграла судебный процесс и свободно действовала на территории Российского государства. Сохранились видеоматериалы с того суда, показанные по центральному телевидению и теперь доступные в интернете, — количество американских корреспондентов, прибывших на заседание и ведущих своих репортажи, вероятно, превосходит всех остальных присутствующих в зале. Немаловажным будет добавить, что идеологи организации «Свидетелей Иеговы», центр которой находится в Бруклине, вещают о необходимости устроения «нового мирового порядка», возглавляемого «единым правительством», состоящим только из членов этой организации, которым, помимо всего прочего, запрещено почитание национального государственных флага и гимна, общенациональных праздников, участие в голосовании и так далее.

Кстати, последним законопроектом, рассматривавшимся Российским парламентом в 1993 г. был закон «О свободе совести и вероисповедания». Тогда свои послания Российскому президенту направили и президент, и сенаторы США, и римский папа, рекомендуя ему действовать как можно более решительно. Вероятно закон «О свободе совести и религиозных объединениях» хороший закон. Человек в своём вероисповедании может и должен быть свободен. Но если максимально приблизить такую свободу к религиозной практике, это будет означать, что теперь в стране исторического Православия вполне оправдан и культ «бабы на метле» и культ «свиного хрящика» — был бы спрос, а предложение найдется. Конечно, по сравнению с масштабным наступлением тоталитарных сект в годы перестройки, сегодня они действуют гораздо спокойнее, дабы не спугнуть возможного адепта с самого начала, с тем, чтобы уже на следующем этапе, возмущенный разум новообращенного закипел праведным гневом то по поводу «часов Патриарха», то «попов на джипах», то «языческих икон», то ущемления прав «свободного» человека, далее по списку.

«… и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси
и, отвергаясь искупившего их Господа,
навлекут сами на себя скорую погибель
» (2 Пет. 2:1).

…Может ли человеку, называющему себя христианином, мешать Святой Животворящий Крест Господень? Услышавший этот вопрос, наверняка, скажет, что за абсурд? Без Креста нет христианина, как нет и Христианства. С Креста началась история спасаемого человечества. Крест – победа над смертью и адом. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!» — поет Святая Церковь. Именно на Кресте был распят Тот, Кто «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Иоан.13:1); «… до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:5-10).

Теперь приведем цитату из отчета РОСХВЕ (Российский объединенный союз христиан веры евангельской – т.е. «неопятидесятники»), датированного 28 мая 2012 г., о службе в церкви Новое Поколение г. Благовещенска: «<..> Епископ подчеркнул, что опасность посредников в том, что они отвлекают взгляд от Христа и мешают человеку бодрствовать и нести ответственность за свою жизнь. <..> Иисус хорошо знал о тяге человека к видимым вещам, поэтому предупреждал, что Он должен быть вознесен на Крест так же, как змей в пустыне. Это значит, что люди должны смотреть только на Иисуса, но сам деревянный крест не может быть посредником – его нужно уничтожить. <..> Многие смотрят через призму креста, но не видят на ней Христа»[3], — сказал проповедник»… (Выд.нами). Вот такое богословие Креста, уместившееся в несколько слов проповеди лидера пятидесятников, прозвучавшей на земле исторического Православия, с древнейших времен хранящей святое предание об апостольском преемстве Руси святым Андреем Первозванным, водрузившем на Киевских холмах Святой Крест Христов. «Проводивший «богослужение» в Благовещенске главный неопятидесятник России Сергей Ряховский дошел до крайней степени кощунства, которая, наконец, поставила точку в вопросе о претензиях сектантов на наименование себя христианами», — считают эксперты Информационно-консультационного центра священномученика Иринея Лионского, и, конечно, это абсолютно верное определение.

Удивительно единодушие нашей «свободолюбивой» прессы вокруг свистопляски в Храме до оскомины надоевших всем бездарных кощунниц. Тем не менее, эта организованная шумиха до сих пор обсуждается с президентом и конгрессменами США, с европейскими политическими лидерами, а расколовшие общественное мнение и сотворившие этот спектакль «артистки» рассматриваются в качестве претенденток на …премию мира. Скажете – причем здесь секты? — Думается, очень верно сделанное одним из журналистов сравнение всех этих ревнителей узаконенного греха и свободы Содома и Гоморры, именно с сектой, где налицо все ее основные признаки: и противопоставление себя традиционным ценностям конкретного народа, то есть большинству, и противопоставление существующему порядку, и, наконец, открытое святотатство и противопоставление себя Церкви. В этом смысле вполне закономерно самоназвание этой вакханалии — «панк-молебен», кстати, очень напоминающей неистовые «пляски в духе», нечленораздельную тарабарщину и прочие признаки «молебнов» каких-нибудь современных харизматов. Уместно вспомнить объединяющее всю эту вопиющую братию обращение к Святой Соборной Апостольской Церкви — их любимую аббревиатуру — «РПЦ». Сколько помойного «красноречия» не пожалели все эти болтуны на страницах печати, телевидения и интернета в стремлении очернить и оболгать Церковь, но при этом как же трудно им выговорить эти три слова! Интересно, которое из трёх более ненавистно и труднопроизносимо для их языка: Русская, Православная или Церковь? Или именно все эти три слова вместе?

Хранительницей духовности в России традиционно и во веки веков является Православная Церковь, а основой нравственных устоев — Православная Вера. Трансляторы всех без исключения разрушительных идей всегда ведут войну против духовных основ народа, прекрасно понимая, что Святая Соборная и Апостольская Церковь — сама по себе является обличением той лжи, которой хотят накормить общество предыдущие и новоявленные религиозные и политические вожди, культурологи богохульства, осквернения святынь и свержения государственного строя. Именно отсюда объединяющая их ненависть к Церкви, Святому Кресту и народным святыням, которые одни тайно порочат на своих сектантских сборищах, а другие под защитой телекамер открыто рубят иконы и устраивают богомерзкие и человеконенавистнические «перформансы», воспитывая новое поколение молодых «интеллектуалов», сносящих кресты и оскверняющих храмы своей похабной мазнёй.

В обществе, пораженном духовной болезнью сектантского сознания, атрофируется способность к различению добра и зла, истины и лжи. Такое общество, превращаясь в пассивный объект приложения чужой воли, становится нежизнеспособным и, как правило, сходит с исторической сцены, умирает.

Итак, нам очередной раз бросается вызов, но при ближайшем рассмотрении претензии всех этих революционеров и реформаторов те же, что и вчера, что и много веков назад. Они живы только в «веке сем», а потому всегда против Церкви, против Креста, против вечности. Их вполне можно назвать армией того самого персонажа, который всегда был «анти», и имя которого человечеству было известно с самого начала своей истории.

Наталья Макаревич


[1] Эткинд А. Русские секты и советский коммунизм: проект В. Бонч-Бруевича// Минувшее: Исторический альманах. — М.; СПб., Феникс, 1996, 19, с. 310

[2] Цит. по «НГ-религии», 23.10.1997г

[3] Цит. по: Пресс-центр РАЦИРС. Центр священномученика Иринея Лионского, Москва