Быть христианами

«Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и неизмерима Премудрость Твоя. И славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих; человек, который носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты противишься гордым. И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе. Дай же мне, Господи, узнать и постичь: начать ли с того, чтобы воззвать к Тебе, или с того, чтобы славословить Тебя; надо ли сначала познать Тебя или воззвать к Тебе? Но кто воззовет к Тебе, не зная Тебя? Воззвать не к Тебе, а к кому-то другому может незнающий. Или, чтобы познать Тебя, и надо воззвать к Тебе? …Взывает к Тебе, Господи, вера моя, которую дал Ты мне, которую вдохнул в меня через вочеловечившегося Сына Твоего, через служение Исповедника Твоего» (свт.Августин Блаженный, Исповедь, 1:1).

По статистике в России около 80 миллионов православных. А сельский батюшка на своем опыте знает, что в храме редко бывает больше двух процентов жителей близлежащего населенного пункта…

В самом деле – кто вправе считать себя православным христианином? Рожденные в православной семье и крещенные в младенческом возрасте? Те, кто в зрелом возрасте услышал: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Откр. 3:20)? А может, те, кто регулярно пишут записочки на поминовение и знают, где поставить свечу «на канун» или «празднику»? Достаточно ли этого? Кого Церковь считает православным?

Советский пролеткульт приготовил нам, иcшедшим из египетского рабства соцреализма, весьма скудную духовную пустыню. Сегодня практически каждый – не всегда на уровне сознания – ощущает внутреннюю опустошенность, которую пытается заполнить … вкусной едой, развлечениями, легким чтивом, шопингом, отдыхом по схеме «все включено» и проч. и проч.

О внутренней опустошенности свидетельствует и тотальная тяга к мистике, пророчествам и гороскопам: средства массовой информации пестрят сюжетами, программами и фильмами на магические и околорелигиозные темы, за которыми читается старый как мир подтекст: где-то здесь живет тайна! Чаще всего в поисках тайны мы уподобляемся выструганному из полена Буратино, и ищем ее снаружи: дверцу, ключик, волшебную страну…

Но Тайна – Истинная, Главная Тайна мироздания – совсем рядом: «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели Его славу, славу, как Единородного от Отца» (Ин.3:514). А мы почти забыли, что каждый человек призван обрести в себе образ Божий и умножить таланты. Но Премудрость Божия ведет нас к познанию Тайны и самих себя единственно верным путем, на котором исполняется замысел Творца о каждом из нас. Господь назначает время и меру, соответствующие характеру человека, его способностям и талантам. Только Господь подлинно знает каждого из нас, со страстями и немощами, темпераментом, физическим и душевным устроением, внутренними запросами, амбициями и ошибками: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе»

Евангелие – Благая Весть, и каждое Евангелие неповторимо – в силу того, что у каждого из нас свой опыт Богообщения: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16). Каждый православный христианин может рассказать свою историю своей личной встречи со Спасителем, о том, как его нашел Пастырь Добрый. Встречи эти разнообразны, но часто прослеживается похожий сюжет: веровал, не зная Кому, знал внутренним знанием, слышал внутренним слухом, видел внутренним оком…

Как спасает нас Господь, какими путями посещает народ Свой?

Мы расскажем реальные истории наших прихожан, о том, как они пришли к вере, когда услышали они зов Божий.

С первыми вопросами мы обратились к Елизавете Петровне Савинской, воспоминания которой о школьном воспитании в военное и послевоенное время мы публиковали в февральском номере этого года.

– Елизавета Петровна, пророк Иеремия свидетельствует: «…говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:33). А как совершилось Ваше призвание? Как Вы пришли к вере?

– Для того чтобы ответить на этот вопрос, мне пришлось предпринять еще одно путешествие по всей своей жизни, посетить детство, отрочество, юность и зрелость, и старость свою. И с удивлением пришла к выводу, который много раз слышала из уст самых разных людей: действительно, оказывается, даже когда еще была некрещеной и ничего не знала ни о Боге, ни о Христе Спасителе, я все-таки веровала. Только вера эта была детская, очень наивная, не по Православному канону… Думаю, мы приходим в мир, уже имея и благую весть, и вера нам вкладывается в сердце, ну а дальше – как мы сами распорядимся. Личным опытом знаю, что душа изначально христианка, и с этим спорить неразумно. Я родилась в безбожной стране, где практически все были пионерами и комсомольцами… Но у меня никогда не было желания командовать, пробиться во власть. Меня как магнит влекло слово. Оно рождалось в душе, и невозможно было его не писать! Первая моя публикация вышла в сорок седьмом году – от нее и отсчет веду. После школы поступила в языковый вуз… но мне казалось ужасно безответственным – заниматься переводами, когда столько людей в мире голодают и смертельно болеют! Бросила «иняз» и поступила в Тимирязевскую академию. Так и сплелись в моей жизни две профессии: с одной стороны – лекарственные средства и препараты на основе природного сырья, а другая моя половина властно требовала выразиться в слове. Рождающееся в моей душе слово отражало происходящие перемены и искало выхода: я просто не могла этого скрывать. Поэтому окончила двухгодичные курсы журналистики.

Вернувшись в детство, вижу, насколько велико в то безбожное время было влияние на меня моих дедушки и бабушки. Дедушка – Невинский Артемий Васильевич – он был просто уникум! Он многого лишился во время революции, но рассматривал это как обретение. То, что у него было отнято, в духовном плане вернулось к нему сторицей. Вспоминая о нем сейчас, поражаюсь: мой дед был удивительнейший человек, он умел все. Вообще ВСЕ, несмотря на то что вырос в дворянской среде. Его мама, моя прабабушка, происходила из богатой и знатной польской семьи. Она полюбила Василия Васильевича Невинского, обнищавшего белорусского дворянина, за что была отвергнута родителями. Мой дед, Артемий Васильевич, родился от этой необыкновенной любви. Он очень хорошо знал библейскую историю – буквально наизусть. В советские годы Священное Писание было недоступно. Библия в домах была редкостью. С благодарностью вспоминаю его беседы со мной, невзначай, когда мы ходили прогуляться, или вечерние беседы. Исподволь, без принуждения, дедушка непрерывно сеял, закладывал в меня зернышки веры. И он как-то ненавязчиво это делал, всегда к слову… Он рассказывал, рассказывал, рассказывал… Позже, при чтении Библии, удивилась: вот откуда дедушка черпал МУДРОСТЬ! И речь его вспоминаю. Он как будто бы читал мне Священную Книгу… Но ненавязчиво. Иногда он рассказывал истории, источник которых я и до сих пор не могу найти. Это были очень необычные, живые дополнения. Рассказывал интересные Евангельские события. Например, на удивление ярко и живо, как будто он сам это видел: в пути, когда Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник убегали от Ирода, их остановили солдаты, спросившие Пресвятую Богородицу, что Она несет. Пречистая ответила, что ноша Ее – пшеница. Солдат велел открыть фартук. А когда Она открыла его, там действительно было зерно… Хлеб Небесный… Я забыла об этой истории, но воспоминание просто потрясло меня. Я никогда об этом не читала. Откуда взял эту историю дедушка? Не знаю. Понимаю только, что это воспоминание относится к Пресвятой Богородице, Матери Божьей: к очень необычному моменту Ее жизни. Это воспоминание о том, как Господь охранял пути Матери. Вот так важными рассказами из Священного Писания дед постоянно закладывал в меня семена веры. Благодаря его рассказам мне известно, что нет в жизни ничего случайного.

– Старец Емелиан Афонский говорит, что неизмерима беда человека, не умеющего молиться, что даже гибель всей вселенной для человека – меньшая катастрофа, чем неумение молиться. И св. ап. Павел наставляет: «непрестанно молитесь, за все благодарите,ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 16–18). Молитва, как игра на музыкальном инструменте, требует непрерывного труда и волевого напряжения: любому музыканту хорошо известно, что даже один день без игры явственно ощущается, а два дня без музыкальных упражнений слышит уже каждый слушатель. Что значит молитва в Вашей жизни?

– Конечно, в детстве меня не учили молитве – время было жестокое, безбожное. Но душа сама порой начинает молиться, а иногда долго молишься о чем-то, но молитва твоя остается безответной. Это происходит вовсе не потому, что Господь не слышит. Это значит, что на самом деле ты не молишься по-настоящему. Чудо не происходит из-за маловерия, или потому, что ты не готов к чуду. Много раз это происходило в моей жизни – и быстрый ответ на молитву, и безответность… Во время войны мы переживали пятую эвакуацию. Тяжело было. А мне на Новый год так хотелось елку, праздника – и дедушка принес ее, вот только украсить было нечем. Свою первую осознанную молитву вспоминаю в той же эвакуации: я мечтала о кукле. Как я уже сказала, меня никто никогда не учил молиться. И дедушка никогда не молился при мне. Пока в новогодний вечер взрослые разговаривали, я истово молилась в чулане. На стене угольком рисовала куклу. Не знаю, как это получилось, но я именно Богу молилась. Было мне тогда пять лет. Куклы не случилось тогда. Но я не возмутилась. У меня не было претензий к Высшему Существу, помогающему нам жить. Почему-то я поняла тогда, что осталась без куклы потому, что не умела по-настоящему просить и верить. Позже бабушка сшила куклу, угольком нарисовала бровки, глазки, носик, губки, из лоскутков сшила платьице. С тех пор моя жизнь наполнена чудесами и чудесным исполнением моих желаний, которые воспринимаю как драгоценные дары, как добрые знаки любви, которые всегда выводили и выводят меня на верную дорогу.

И в прямом и в переносном смысле, много раз я была на грани гибели. Однажды в эвакуации – нас в школу возили почти за десять километров в розвальнях – на уроке у меня поднялась температура почти до 40ºС. Помню себя почти в бреду. Меня отправили из школы домой… пешком, в бредовом состоянии, по заснеженному лесу. Мне вдруг пригрезился зовущий голос любимого дяди Василия Артемьевича, маминого родного брата, про которого я знала, что он воюет. Я его очень любила, он был мне особым примером в жизни. Мне вдруг пригрезилось, что дядя вложил мне в руки канат, сказал: «Иди, иди ко мне!» Чрез заснеженный лес, одна, в страшную метель, я дошла до дома. Мама испуганно бросилась ко мне, но я успела сказать только: «Где дядя Вася? Он мне помог». И потеряла сознание. Мама решила, что это бред. Но – о чудо! – когда я очнулось, первым, что увидела, было лицо дяди Васи, вернувшегося из-за тяжелого ранения с фронта.

Много раз милость Божия отвечала на мои вопросы и сомнения, но что молитва может быть без слов и даже вне времени – это я поняла не сразу. Точно знаю, смерти НЕТ – в том плане, как это принято понимать сейчас. Много раз бывала я и на грани и за гранью. Знаю за собой неприятную черту – отсутствие четкого понимания грани жизни и смерти, у меня практически стерто чувство опасности… Однажды, в день моего рождения, я слишком долго не решалась вызвать «скорую помощь» и затянула с этим так, что сама почувствовала – ухожу… Язык прилип к нёбу, врачи «скорой» бестолково мечутся рядом. Вдруг отчетливо вижу – у моей кровати стоит перепуганная Танечка, доченька моя, и спрашивает: «Мама, сколько тебе сегодня лет?» С трудом отвечаю: «Тридцать семь. И больше не будет». В короткое мгновение увидела всю свою жизнь и себя, погрязшую во грехах… У меня вдруг вырвался безмолвный, внутренний, сердечный крик ко Господу. Мне казалось, что все во мне разрывается от этого крика: «Господи, они такие маленькие! ВЕРНИ МЕНЯ!»

Семья, в которой я родилась, была изначально православной, но мы, дети, остались некрещеными. Родители мои были очень добрыми и честными людьми. Папа стал коммунистом только потому, что ему это казалось правильным. Дедушка по этому поводу очень горевал, но в нашем городе не было храма, и, увы, это было печальной нормой. Со временем я поняла, что без Таинства Крещения мне не выжить. Креститься и воцерковляться было сложно тогда: совершали Таинство только при наличии паспорта. К тому же, об этом служители должны были сообщать на работу. По службе, конечно, начинались неприятности, вплоть до увольнения. Но жить вне Церкви, не приняв Святого крещения, я уже не могла. Это были времена хрущевско-брежневских гонений на Церковь. Я посещала церковь, но очень тихо, тайно. Для крещения обратилась в храм Воскресения Словущего, что в Брюсовом переулке. Храм этот никогда не закрывался, его посещал в основном творческий народ: музыканты, певцы. Тут я узнала и о паспорте, об информации на работу. Я не могла лишиться работы: нужно было детей поднимать. И вот, запоздалой холодной весной, я с подругой поехала на Оку, под Касимов. В дороге у меня началась страшная ангина. Наш автобус сделал остановку у колонки с водой. И я выпила ледяной воды – почему-то была уверена, что вода из колонки вылечит мою ангину… и приехала в Касимов совершенно здоровой! В храме батюшка отвел меня в сторонку и тихонько на ушко сказал: «Деточка, здесь я не могу совершить Таинство, ведь и у нас паспорта крещаемых требуют. Я тебя дома окрещу». И окрестил, сказав, что Таинство Миропомазания лучше совершить в Москве. Так оно и совершилось. В храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Брюсов пер. 12/2).

Сейчас я понимаю, что должно исполнять волю Божию, все время прислушиваться к Его словам, которыми Он говорит с нами через Святое Евангелие. И не ошибиться, правильно все воспринять, услышать истинно Его голос. Сейчас в молитве ничего для себя у Господа не прошу, кроме того, чтобы Он укрепил меня на путях моих. Вынести все, что Он, во спасение мое, мне посылает. О себе у меня однатолько эта, молитва… Но обо всех и вся, и в горе и в радости – всегда-всегда – молиться нужно!

– Елизавета Петровна, ЧТО для Вас вера сейчас?

– Без веры и без Таинств меня бы уже не было. Это моя твердая убежденность, почти знание. Точно знаю, что никогда – в любой момент моей жизни – я не одинока, не одна. Временная жизнь наша здесь, на земле, очень сложна, и в то же время очень проста, но одним словом ее не описать. У лесников и садоводов есть специальный термин – «школа саженцев», в которой испытываются растения, почвы и удобрения, мастерство садовников и лесников. Так вот мне пришло сравнение нашей жизни на земле как времени в «школе саженцев», и я стала серьезнее относиться к своему пребыванию здесь. Возникло понимание того, что все, что со мной происходит, – во благо мне, во спасение. Стараюсь принять все, что случается без ропота, услышать верно, исполнить точно то, что должно.

– А как, на Ваш взгляд, можно помочь тем, кто еще не услышал зов Божий?

– Кто я такая, чтобы давать советы?.. И все же… Как помочь? Кроме молитвы, думаю, никак. Только Богу известно, как и когда придет к вере человек. Этот выбор совершается самим человеком – внутренне. Это очень сокровенный процесс: ты – и Бог. Другим, снаружи, на него никак не повлиять. Однажды, прикровенно наступает момент, когда человек слышит Зов, и принимает его. Или отвергает. Совершенно бессмысленно бить себя в грудь кулаком и громко вещать о себе: «Я – православный». Христианин всей жизнью доказывает свое Православие – каждое мгновение, каждым словом и делом. И жизнью, и смертью. И награда за это исповедание – знание, что ты не один, ощущение себя частью Церкви, Тела Христова. Если ЭТО чувствуешь – никогда и никому не будешь навязывать свою точку зрения. Но порой свершается неожиданно и очень утешительно: думаешь, сеешь слово на ветер, на камень… вдруг – росток!

По-моему, проповедь наша должна быть ненавязчивой. Именно так меня мой дед растил. Конечно, это не касается времени, когда приходится исповедать свою веру в гонениях. Тут открыто и стойко заяви о ней! И, конечно, ни в коем случае, не стоит метать бисер перед богоборцами: это драгоценный бисер, его нельзя попирать ногами. В свой час за слова пустые – за каждое слово! – с нас, безусловно, взыщется. И не восплакать бы тогда о своей ревности не по разуму…

***

Трудно найти путь и преодолеть препятствия на пути к Истине. Враг ополчается на тех, кто ищет Бога, и всячески стремится нас разделить, поссорить. Поэтому деревянный человечек Буратино не только Тайну ищет в темной каморке… Он и врага ищет вне себя.

Священное Писание довольно жестко ограничивает Церковь: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:2223). Как же нужно жить, чтобы не быть изгнанным во тьму внешнюю? Очевидно, что просто верить недостаточно: и «бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19).

О вере истинной свидетельствуют дела любви, а Церковь – не только и не столько здание. Церковь – это сами христиане. Христианин – тот, кто живет по Евангелию и трудится исполнять заповеди – любви к Богу и к ближнему. Истинно любить Бога вне послушания, вне Церкви, вне Таинств, вне молитвы невозможно – у нас нет для этого сил: «если Господь не созидает дома, напрасно трудятся строящие…» (Пс. 126:1). Вне Церкви и любовь к ближнему эгоистична, ибо ищет воли своей.

Буддийские монахи аскетические упражнения и боевые искусства используют исключительно для достижения личного совершенства. И недоумевают порой, почему православные иноки не изучают единоборств?..

Христианин истинно – воин. За Царство Божие, которое внутрь нас есть, битва идет каждое мгновение. Христос Спаситель учит нас самому трудному единоборству. Со своими страстями и немощами, с самим собой. Это и есть то самое поле битвы, которое простирается над временем и вне пространства, объединяя всех православных христиан – уже ушедших и еще только имеющих родиться. Общая битва делает нас Церковью, единым Телом. Православный путь – командный: «друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал. 6:25), а поле битвы омочено кровавым потом Самого Господа Иисуса Христа, и Кровью, истекшей из ребр Его… и кровью преподобных и богоносных отцов наших, и всех, раньше нас прошедших крестным путем.

«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33)…Никто не отнимет у нас радости этой Победы. Потому что ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!