В начале Масляной седмицы прихожане и учащиеся Церковно-приходской школы при Никольской церкви с. Васютино побывали в Свято-Введенской Оптиной Пустыни. Наше путешествие началось ранним утром в понедельник, а к обеду мы уже добрались до первой нашей цели – Шамординской Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни.
Этот женский монастырь расположен в 15-ти километрах от г. Козельска Калужской области. Основан Шамординский монастырь был по благословению преп. Амвросия Оптинского, который уделял много внимания первым его насельницам.
За свою недолгую историю Шамординский монастырь пережил и бурный расцвет, когда в его стенах спасалось около 800 сестер, и закрытие в 1923 году, и годы разорения и поругания, и начало возрождения церковной жизни среди руин. Несмотря на все утраты и сегодня Шамординская пустынь поражает благочестивых путешественников своим величественным видом.
Огромный монастырский собор в честь Казанской иконы Божией Матери, построенный на рубеже 19-20 веков в псевдорусском стиле (постройка из красного кирпича с невероятным количеством декора – башенки, колонны, нарядные наличники и луковичные маковки) возвышается над округой.
С вершины холма открывается широкая панорама на луга, холмы и извилистую речку Серену. А у подножия монастырского холма из земли бьют несколько ключей, вода которых почитается святой, и потому там устроена купальня.
Посетив Шамординский монастырь васютинские паломники продолжили путь в направлении Оптиной Пустыни. Разместившись в новопостроенной монастырской гостинице для паломников, все отправились в монастырь, где уже начиналось вечернее богослужение.
Наше паломничество в Оптину Пустынь состоялось на Масляной седмице – последней подготовительной неделе перед Великим постом. Пост – особое время в жизни православного христианина – время покаяния и молитвы, время, когда мы имеем возможность удалиться от суеты мира ради подлинной пасхальной радости встречи с Богом. На протяжении нескольких недель Церковь заботливо готовит нас к вступлению в пост. Масляная (сырная) неделя отмечена не только дисциплиной телесного поста (не едим мяса), но и поста духовного.
Об этом красноречиво говорит православное богослужение в дни масленицы, которое совершается преимущественно по Постной Триоди (богослужебная книга, содержащая последование богослужений Великого Поста). А в среду и пятницу сырной недели Церковный устав и вовсе запрещает служение Божественной Литургии, указывая совершать службу по великопостному чину (с чтением коленопреклоненной молитвы преп. Ефрема Сирина).
В этом году на среду Масляной недели попало празднование Иверской Иконе Божией Матери и память святителя Алексия Московского (+1378). Поскольку соединять постное и праздничное богослужение было бы неверно, устав предписывает в случае подобных совпадений переносить праздник на иной день, чтобы и праздник был встречен достойно, и верующие не лишились бы мудрого наставления к покаянию в постном богослужении. Именно поэтому мы, оказавшись на монастырской службе во вторник, славили Божию Матерь и одного из самых почитаемых московских святых – святителя и чудотворца Алексия, митрополита Московского и всея Руси.
Праздничное вечернее богослужение продолжалось около 4-х часов, но запомнилось оно васютинцам не столько своей продолжительностью, сколько молитвенным настроем и размеренностью. Слаженное пение двух монашеских хоров, негромкое, но четкое и молитвенное чтение псалмов, размеренное служение священнослужителей – все это позволило нам почувствовать вкус православного богослужения, к сожалению утраченный или поврежденный нашими «приходскими традициями».
Конечно, и в Оптиной не всё служат по уставу, но важно не буквальное исполнение всех указаний Типикона, а сохранение духа православного богослужения. Богослужение – это церковная молитва, то есть дар общения с Богом, и сюда не следует привносить суету мира и дух века сего. Православный христианин призван сочетать в себе два как бы противоположных качества – отчужденность от мира и готовность идти в мир, чтобы свидетельствовать о Христе.
Православным монахам на протяжении многовековой истории монашества в меняющихся исторических условиях удавалось найти единственно верный «царский» путь: всякий монах отрекается от мира, но не для того чтобы в собственном самодовольстве презирать этот мир, но для того чтобы и оставшихся вне монастыря привести ко спасению.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «я не верю, чтобы можно было спастись тому, кто ничего не делает для спасения ближнего» (Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. В 12-ти т. Т. 1. Кн. 2. М.: Православная книга – 1991. С. 477).
Исторический опыт насельников Оптиной пустыни очень ценен для нас. Истинную славу и общепризнанный авторитет Оптина Пустынь приобрела в XIX веке, то есть тогда, когда общество уже было сильно заражено неверием и утратило живую связь с православной традицией. Те, кто приезжал к оптинским старцам в позапрошлом веке, имели удивительную возможность прикоснуться к подлинной Православной жизни. Так и теперь в возрожденную Оптину Пустынь следует приезжать для того, чтобы, побывав на монастырском богослужении, приложившись к мощам прославленных преподобных оптинских отцов и пройдя лесной тропинкой сквозь высокий лес к ограде Иоанно-Предтеченского Скита, ощутить связь времен и почувствовать тихое дыхание Вечности…
В соответствии с монастырским уставом, васютинские паломники имели возможность молиться вместе с братией монастыря перед мощами преподобного Амвросия Оптинского (братский молебен начался в 5:30 утра) и за ранней Божественной Литургией в самом древнем храме Оптиной Пустыни – Соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы (1759 г.).После Литургии все имели возможность просто пройтись по монастырским окрестностям.
Мы сходили к Иоанно-Предтеченскому Скиту, вышли на высокий берег живописной реки Жиздры; посетили монастырский некрополь (кладбище), где похоронены монахи и мирские, чья жизнь оказалась неразрывно связанной с этим небольшим монастырем в окрестностях города Козельска.
Перед самым отъездом мы зашли в книжную лавку монастыря, чтобы приобрести издаваемые Оптиной Пустынью Жития Оптинских старцев, чтение которых позволит сохранить испытанное здесь состояние мира и тишины и продлит нашу память о посещении Оптиной Пустыни…