эпохе средневековья иконографическое христианское искусство прошло довольно сложный путь развития, но его цель, назначение и смысл остались прежними. Икона, будучи Евангелием для неграмотных, путем зрительных образов, несет слово Божие и поэтому все изображенное на ней тесно связано со Священным Писанием. Кроме того, при изменении некоторых иконографических деталей, смысловые акценты в изображениях священного события могут меняться. Рассмотрим такое явление на примере русских иконографических памятников средних веков, посвященных событиям Сретения Господня и Благовещения.
Иконография события Сретения Господня.
Иконографической постановкой Сретения Господня является рассказ евангелиста Луки о принесении Младенца Христа Божией Матерью и Иосифом в Иерусалимский храм в сороковой день по Его рождении, как это было положено по еврейскому закону. Кроме того, по закону надо было принести жертву, которая состояла из двух голубиных птенцов. В этот же день по внушению Духа в храм пришел праведный Симеон и изрек слова, которые стали словами молитвы «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко…». При этом событии присутствовала Анна Пророчица, которая прославляла Господа. Вот этот материал христианские художники использовали для изображения события Сретения. Но это только событие праздника, а есть еще и его богословие. Что такое сретение? Это встреча Ветхого и Нового Заветов. Это и пророчество о страдании Божией Матери, которое она переживет у Креста. В то же время это событие есть обновление сути жертвы для людей и Храма, в котором все это произошло. И это богословие несет нам икона, раскрывая нам глубже смысл события.
Варианты изображений в иконографии Сретения Господня.
Рассматривая памятники разных эпох можно обнаружить, что изображение одного и того же события разнилось в деталях, хотя основа была одна. Существует два варианта изображения события. Первый – симметричный вариант, для которого характерно то, что все действующие лица Священного события располагаются группами по сторонам престола. Второй – ассиметричный вариант, при котором Симеон стоит по одну сторону престола, а другие участники события двигаются в направлении к нему. Кроме того, Богомладенец в некоторых вариантах находится у Богоматери на руках, в других вариантах Она передает Его Симеону, а в третьем варианте старец Симеон держит младенца Христа на руках. И последнее различие в деталях состоит в том, что на некоторых изображениях встреча праведного Симеона и Богомладенца происходит в храме, а на других изображениях у входа в него. Древние иконографические варианты имеют симметричное изображение события Сретения. Все фигуры стоят по сторонам от престола и находятся в центре храма, движение здесь уже не предусмотрено, т.к. уже некуда двигаться, сами композиции уравновешены и статичны.
Таково изображение Сретения на фресках собора Мирожского монастыря г. Пскова XII века. В центре этого изображения мы видим престол храма, старца Симеона, держащего на руках воплощенного Бога, причем он держит Его на своих руках, как на престоле. Симеон полагает на престол Того, Кто там всегда находится во время богослужения. Такое изображение раскрывает смысл того, что было заложено в Ветхом Завете, но не появилось, пока не произошло вочеловечивание Христа. Господь незримо присутствует на престоле, когда происходит пресуществление Даров, в иконе есть предзнаменование этого. На престоле лежит Евангелие, которое говорит о пришествии в мир Спасителя, а сам престол покрыт тканью, на которой изображен Крест. Эти две детали являют нам преображение ветхозаветного храма в новозаветный.
Все действие происходит в пространстве храма, но такие детали, как Младенец Христос, находящийся как бы над престолом, Евангелие на престоле, Крест на покрывающей престол ткани, особенно подчеркивают это и заставляют взглянуть на икону с литургической точки зрения. Мы видим здесь Христа не в виде хлеба и вина, а в том образе, в котором Он пришел в мир. Кроме того, эти же детали говорят нам о том, что при Своем Втором Пришествии в мир Господь воссядет на престоле, чтобы судить живых и мертвых. Старец держит младенца на руках и в пеленах, напоминающих нам о погребальных пеленах Спасителя. Младенец обнимает старца за плечи: «Объемлет руками старец Симеон Содетеля закона, и Владыку всяческих. Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит»1. Младенец оборачивается к Своей Матери, выражение ее лица печально, будто Она только что услышала пророчество Симеона: «И Тебе Самой оружие пройдет душу…» (Лк.2:35). Анна изображена в состоянии проповеди, у нее поднята рука — это означает, что она также узнала Господа, а в другой руке она держит свиток в знак того, что она пророчествует.
Древние иконографические варианты имеют симметричное изображение события Сретения. Все фигуры стоят по сторонам от престола и находятся в центре храма, движение здесь уже не предусмотрено, т.к. уже некуда двигаться, сами композиции уравновешены и статичны. Таково изображение Сретения на фресках собора Мирожского монастыря г. Пскова XII века. В центре этого изображения мы видим престол храма, старца Симеона, держащего на руках воплощенного Бога, причем он держит Его на своих руках, как на престоле. Симеон полагает на престол Того, Кто там всегда находится во время богослужения.
Такое изображение раскрывает смысл того, что было заложено в Ветхом Завете, но не появилось, пока не произошло вочеловечивание Христа.
Господь незримо присутствует на престоле, когда происходит пресуществление Даров, в иконе есть предзнаменование этого. На престоле лежит Евангелие, которое говорит о пришествии в мир Спасителя, а сам престол покрыт тканью, на которой изображен Крест. Эти две детали являют нам преображение ветхозаветного храма в новозаветный. Все действие происходит в пространстве храма, но такие детали, как Младенец Христос, находящийся как бы над престолом, Евангелие на престоле, Крест на покрывающей престол ткани, особенно подчеркивают это и заставляют взглянуть на икону с литургической точки зрения. Мы видим здесь Христа не в виде хлеба и вина, а в том образе, в котором Он пришел в мир.
Кроме того, эти же детали говорят нам о том, что при Своем Втором Пришествии в мир Господь воссядет на престоле, чтобы судить живых и мертвых. Старец держит младенца на руках и в пеленах, напоминающих нам о погребальных пеленах Спасителя. Младенец обнимает старца за плечи: «Объемлет руками старец Симеон Содетеля закона, и Владыку всяческих. Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит»1. Младенец оборачивается к Своей Матери, выражение ее лица печально, будто Она только что услышала пророчество Симеона: «И Тебе Самой оружие пройдет душу…» (Лк.2:35). Анна изображена в состоянии проповеди, у нее поднята рука — это означает, что она также узнала Господа, а в другой руке она держит свиток в знак того, что она пророчествует.
Другой древний иконографический образ рассматриваемого события – фреска в церкви Спаса Преображения на Нередице, Новгород XIIв. В иконографическом образе Младенец изображен лежащим на руках Пречистой Своей Матери, которая теперь является престолом: «Радуйся, Чистая, яко престол бо держиши Бога»2. Появляется новая существенная деталь — престол с киворием. С его помощью раскрывается смысл встречи Богомладенца и Симеона. Чтобы понять его, необходимо вспомнить текст послания ап. Павла к евреям, читаемый на, в котором говорится о перемене священства от чина по Аарону к чину по Мелхиседеку. Новый Первосвященник – Христос, который явился в мир, и с переменой священства происходит перемена закона, происходит переход от Ветхого Завета к Новому.
При этом слова Симеона «Ныне отпущаещи раба Твоего..» есть добровольный отказ от Ветхого Завета и добровольное принятие нового священства. Чтобы этот смыл еще более усугубить, иконописцы изображают младенца Христа так, чтобы зрительно Он оказался над престолом и под киворием.
Таким образом, рассматривая икону, мы видим не только передачу Младенца Девой Марией, но и движение Симеона, символизирующего добровольную передачу власти Ветхим Заветом Новому Завету (Христу). Это движение особенно видно на фреске на Нередице, и оно добровольное, т.к. старец устремлен ко Христу и смотрит на Него с великой любовью, ведь он ждал Его четыреста лет. Еще одна деталь – голубиные птенцы в руках у Иосифа – акцентируют наше внимание на искупительной Жертве — Христос сам Жертва живая: «ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» (Ев. 7:27). Он не только приносящий жертву, как Первосвященник, так и приносимый – Сам Жертва, искупляющая весь род человеческий. Необходимо также отметить некоторые приемы, которые позволили художнику подчеркнуть то, что на иконе изображена другая реальность — мир невидимый, который являет нам икона.
Следует обратить внимание на количество ножек кивория (сени над престолом), их как видно три, а не четыре, что говорит о том, что изображенное пространство не поддается законам нашего мира, но находится вне времени. Кроме того, киворий – есть не что иное, как указание на изображение православного храма, т.к. ветхозаветный храм не имел кивориев. И хотя событие происходит в ветхозаветном храме, но он уже преображен присутствием воплотившегося Спасителя и мы наблюдает переход из ветхозаветного в новозаветное время.
На фреске из церкви Успения на Волотовом поле, Новгород, XIV век, Симеон с Младенцем изображен стоящим за закрытыми низкими дверями, ведущими во Святая Святых. Посвящение младенцев Богу было принято в Ветхом Завете, но здесь особенный случай. Тот, кто сам Святая Святых вносится во Святая Святых. Что же это значит? Ветхозаветные обряды принимают иной смысл, закон отходит и теперь уже сияет благодать Духа Святого. Вспоминаемый Церковью в день Сретения ветхозаветный обряд посвящения Богу младенцев, в Новом Завете приобретает иное духовное значение. Теперь, во Святая Святых есть Бог, да еще зримый очами человеческими. Кроме того, вхождение младенца Христа во Святая Святых есть еще раз уверение старца Симеона о воплощении Бога Слова. Этот вход есть образ вочеловечивания, как начала спасения рода человеческого. Открывающиеся двери Святая Святых навстречу Младенцу и пурпурная завеса, прикрывающая Святая Святых храма, которая на иконах Сретения изображается отодвинутой, в знак «приотворения» дверей в « Царство», акцентируют мысль на том, что двери в Царство Небесное откроются через Крестные страдания и смерть Спасителя.
На иконе Сретение в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля, начала XVв. композиция меняется по сравнению с рассматриваемыми ранее иконографическими типами изображений события. Теперь Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям храма, на ступенях которого стоит праведный Симеон. Здесь событие Сретения – это не встреча направляющих навстречу друг к другу фигур, а торжественное шествие по направлению к храму. Чтобы подчеркнуть характер этого шествия, сохранен принцип античного равноголовия, а чтобы его не нарушить, фигуру старца пришлось наклонить. Такие изображения появляются в постиконоборческий период. Фигура старца сильно наклонена вперед, что говорит нам о Его благоговении пред Владыкой и о том, что он, несомненно, узнал воплотившегося Живого Бога. Склоненная спина старца выражает преклонение пред Христом: «Поклонься старец, и стопам Божественне прикоснувся…»3.
На увеличенном фрагменте иконы (см. изоб. ниже) мы видим Младенца Христа благословляющим – это благословение на пророчество. Симеон пророчествует о непонятных для человека вещах. Он исповедует радость встречи со смертью. Далее пророчествует о том, что Матери Божией оружие пройдет душу, и о том, что сей лежит на восстание и на падение многих. Здесь изображена сила пророка и его воодушевленное волнение и конечно радость от встречи с Тем, Кого он так долго ждал. Кроме того, на этой иконе нельзя не заметить того неизреченного светолития (излияния света) от тех слов, очень важных для человечества, которые произнес Симеон. Младенец просто осиян лучами, т.к. Он сам источник света. Здесь Христос изображен как Солнце Правды, воплощенным в Человеческой природе, и старец со страхом и трепетом взывает Богоматери: «Огнь, – рече, – носиши, Чистая: Младенца боюся объяти Бога, Света Невечерняго и миром владычествующа.»5 Вся одежда и лик Богоматери осияны этим невещественным светом.
В иконе Сретения из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря сюжет поменялся, мастер желал подчеркнуть фигуру Марии — она отделена от других фигур осанкой, цветом одежды, более насыщенным цветом. В центре, по-прежнему, Младенец Христос, на руках старца и он как бы висит в пространстве иконы над престолом. Все внимание сосредоточено не на внешних обстоятельствах события, а на внутренних состояниях участников события. В отличие от Иосифа, Мария склоняет голову, как и Симеон, и в этот отношении она ближе к нему. Описываемое здесь действие не сводится только к сюжету, но существует потаенный подтекст, действие и невыразимое духовное общение между участниками события. Интересно, что у Анны пророчицы не изображены ноги, колонны кивория также подвешены в воздухе, такие детали говорят об отсутствии закона притяжения в пространстве иконы и остановке времени, изображенное событие вне времени и говорит о литургическом его характере. Христос в центре события в руках Симеона, которого автор видит как священника, и Младенец как бы висит над престолом, что говорит о присутствие Господа именно там, на престоле, где Он и восседает в момент совершения Литургии. Симеон держит Младенца благоговейно, как священник со страхом и трепетом держит Святые Дары, но здесь Небесный Хлеб изображен не под видом хлеба и вина, а в Образе, в Котором явился Спаситель в мир. Несомненно, Андрей Рублев изображает событие Сретения в литургическом аспекте.
Рассмотрим теперь изучаемое нами явление на примерах икон, посвященных событию Благовещения. Иконография события Благовещения основывается на Евангельских событиях, в которых описано явление Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии (Лк. 1:26-38), на гимнографических текстах, также используются тексты апокрифов (Протоевангелия Иакова). Иконографической особенностью Устюжского Благовещения XII века является образ воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Богоматери. Смысл, который несет эта икона в объяснении сверхъестественного зачатия (воплощение Божества), поэтому этот образ называют Богоматерь Воплощение. Воссоздание Слова Божия плотию соотносится здесь с тканием Матерью Божией храмовой завесы: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем. Как из цветного пурпура во чреве твоем, Пречистая, соткалась мысленная порфира — плоть Эммануила»4. Рукоделие, используется как указание на то, что из чистых и девственных кровей Приснодевы была соткана пречистая плоть Спасителя. Главный акцент Устюжского Благовещения – это Воплощение и таинственное зачатие Христа Еммануила. Христос в лоне Богоматери изображен благословляющим, слева стоит Архангел Гавриил, обращенный к Богоматери и благословляющий ее, а вверху по центру на престоле изображен Ветхий Деньми, окруженный серафимами, в левой руке Он держит свиток, а правой благословляет Пресвятую Деву, от Его руки исходит синий луч. Силуэты плавные, голова Богоматери печально склонена, а Ее грустный лик выражает скорбное предчувствие грядущих мук Спасителя. Эта икона не перегружена деталями, ее основное пространство заполнено светом, неким золотым сиянием, поэтому Богородицу называют «светопримной свечой». Благодаря этому свету все действо переносится в неземное измерение.
В Благовещении с Федором Тироном акцент перемещается на то, как происходит зачатие Богомладенца: «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя..» (Лк. 1:35). На этой иконе мы четко видим изображение Святого Духа в виде голубя, этот образ, который начертан в Евангелии для указания на Святого Духа. Благодаря этой появившейся детали, акцент смещается в сторону образа зачатия, которое было бессеменно и сверхъестественно. На амофории Приснодевы появилось три звезды – знак приснодевства Марии, здесь художник применил язык символов. Архангел изображен теперь с жезлом в левой руке, символизирующим свое небесное посланничество. Жестом поднятой руки обозначается наличие диалога, причем кисть обращена тыльной стороной к зрителю, что говорит о согласии на принятие Божьего Промысла, выраженное в словах: «..се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему..» (Лк. 1:38). Жест Архангела благословляющий, сам же Гавриил изображен в некотором движении, он идет как бы по воздуху, а одна его нога даже не касается земли. Вверху иконы показано мистическое пространство Небесного мира, там пребывают серафимы, Ветхий Деньми восседает на престоле славы. От Него к Богородице идет луч света со Святым Духом в виде голубя. В этом иконографическом образе много деталей, которые раскрывают нам событие полнее и содержательнее.
Таким образом, рассмотрение русских иконографических памятников средних веков, показало, как иконописцы сосредотачивали акценты на той или иной богословской мысли, с целью обратить внимание на ту или иную сторону события, раскрыть ее богословский и литургический смысл. Кроме того, все вышеописанное подтверждает то, что Священное Писание и икона указывают и поясняют одно. Это одно свидетельство, но выраженное в разных формах, словесной и образной, они передают одно и то же Откровение и в свете Священного Предания Церкви. Церковь воспринимает икону, не просто как иллюстрацию Священного Писания, но как язык, который ему соответствует, причем соответствует не его букве, а его проповеди, содержанию, смыслу, так же как соответствуют Священному Писанию и богослужебные тексты. Икона, как и Священное Писание, играет ту же роль и имеет то же значение в Церкви: литургическое, догматическое и воспитательное.
1 9-ая песнь канона на Сретение Господне, творение господина Косьмы, Утреня.
2 5-ая песнь того же канона.
3 5-ая песнь того же канона.
4 8-ая песнь канона Андрея Критского.
5 5-ая песнь канона на Сретение Господне
Использованная литература:1. Вениамин (Федченков), митрополит. Размышления о двунадесятых праздниках. М., 2008
2. Статья: Икона „Сретение» из Троице-Сергиевой лавры, интернет ресурс http://www.bestreferat.ru/referat-98018.html3. Иконография Сретения Господня , http://www.pravmir.ru/ikonografiya-sreteniya-gospodnya-ikony/
4. «Читаем» икону Сретения», статья на http://www.katehizis.ru/raznie-publikatsii/chitaem-ikonu-sreteniya
5. Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещение» начала XII в , Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. — СПб.
6. Лазарев В.Н., Русская иконопись от истоков до начала XVI века.
7. Липатова С. Иконография праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/060406140841.htm)