Всеправославный собор — необходимость или естественный процесс жизни церкви?

nativity painting of people inside a dome

Тема предстоящего Всеправославного Собора широко обсуждается в церковных кругах Русской Православной Церкви, а также всеми Поместными Церквами, т.к. она носит межправославный характер. К-польский Патриарх Варфоломей выразил желание, чтобы Всеправославный Собор прошел в Стамбуле, в храме Агиа Ирини, где в 381г. проходил Второй Вселенский Собор. На Всеправославном совещании предстоятелей Православных поместных Церквей в К-поле в 2008г. одним из пунктов решений был пункт о признании того, что назрела необходимость в скорейшей подготовке проведения Всеправославного Собора. В своей официальной речи при открытии Предсоборного подготовительного Совещания, проходившего в Женеве, председатель Комиссии по подготовке Всеправославного Собора митр. Пергамский Иоанн (Зизиулас) указал на следующие причины «необходимости» проведения такого собора: необходимость созыва собора по требованию принципа соборного устроения Православной Церкви; требования народа Божия; порицание неправославных в адрес Православной Церкви, что она неспособна в течение длительного времени собрать Всеправославный собор по типу Вселенского; необходимость решить ряд вопросов внутрицерковной жизни. Изложив указанные обстоятельства необходимости созыва Всеправославного великого собора, митр. Пергамский делает вывод о том, что созыв собора не может больше задерживаться.

Однако многие православные в России и за рубежом считают, что в данный момент в Православной Церкви нет необходимости созыва Всеправославного собора. Вселенские соборы собирались не для того, чтобы просто собраться во исполнение какой-то необходимости, или, как считают сторонники созыва Собора, ради регулярной встречи «всей Церкви». Вселенские соборы были крайне редким явлением и созывались исключительно по причине появления серьезных ересей, которые колебали устои Церкви на вселенском уровне. Кроме того, Соборы никогда не были постоянными органами управления Церковью. Другие опасения противников созыва Собора связаны с тем, что никто не может предположить, как будут решаться вопросы о церковном календаре, сокращении постов и др. Есть опасения оппозиции, что возможны подрывы канонического и литургического единства Церкви, тем более подобный опыт уже был в 1923г. в К-поле, когда насильственное введение нового календаря в ряде Поместных Церквей вызвало смуту и раскол в Церкви. 

            Совершенно обоснованно возникает вопрос о том, следует ли отличать Вселенский Собор от Всеправославного. В нынешних условиях, утверждает А.В. Карташев, различение «вселенского собора» и «всеправославного собора» является несколько искусственным. В настоящих условиях, при разделении Церквей, всякий собор, созванный Православной Церковью как вселенский, будет только всеправославным, т.е. собором всех православных Церквей. При отсутствии всех формальных признаков такой собор, конечно, может оказаться и вселенским, так же как и любой собор Поместной Церкви, но это происходит в ином порядке, т.е. в порядке рецепции Церковью соборных постановлений. В конце концов, дело совсем не в названии, которое даст себе собор, но только будущая рецепция постановлений Собора всей Православной Церковью определит его место.

            Существует и другая точка зрения на необходимость созыва Всеправославного собора, которую выразил прот. Валентин Асмус в интервью интернет-изданию «Православие и мир». Он считает, что несмотря на то, что последний Православный Вселенский Собор собирался в конце VIII века и с тех пор официально Вселенских Соборов не проводилось, мы не имеем права утверждать, что они не нужны, потому что Православие находится в раздробленности, несогласованности, не говоря уже о прямых взаимных противоречиях. В связи с тем, что Православная Церковь еще с 60-х годов, т.е. с самого начала развития идеи созыва Собора принимала активное участие в его подготовке и имеет твердые позиции, которые она готова защищать, она не считает себя неподготовленной к Собору. И если будет принято решение о созыве Собора в таком-то году, то Русская Церковь примет его без всяких возражений. Однако, этот Собор может быть созван при условии достижения договоренности по вопросам, касающимся представительства, протокола, метода принятия решений и повестки дня Собора. РПЦ считает, что сегодня Православная Церковь во всем мире сталкивается с вызовами и необходимо, чтобы был слышен единый и солидарный голос православия, поэтому важно, чтобы все имеющиеся разногласия были преодолены на подготовительном этапе, тогда собор станет фактором единения, а не разделения. Митр. Волоколамский Иларион высказал мнение, что совершенно необходимо, чтобы консенсус оставался единственным методом принятия решений. Принцип конценсуса при проведении Собора исключает принятие решений, которые могли бы пойти вразрез с церковной традицией, т.к. он предполагает согласие всех Церквей с принимаемым решением. Святейший Патриарх Кирилл считает, что попытки провести собор без должной подготовки могут привести к осложнениям в межправославных отношениях.

            Предстоятель Грузинской Церкви придерживается мнения, что созывать Всеправославный собор бессмысленно, пока не достигнуто согласие всех Поместных Церквей по конфликтным вопросам, которых накопилось немало. Так, например, глава Кипрской Поместной Церкви Архиепископ Хризостом уже не раз высказывался о пересмотре Пентархии, желая, чтобы возглавляемая им Церковь заняла в диптихах 5-е место, которое ныне принадлежит Русской Православной Церкви. У Антиохийской Православной Церкви существует многолетний конфликт с Иерусалимской из-за претензий Иерусалимского Патриархата на земли в Катаре. Немалые разногласия имеются у Иерусалимского Патриархата с Румынским. Также представители некоторых неканонических групп на Украине, которые не находятся в общении ни с одной из Поместных Православных Церквей, ожидают от Собора признания их автокефалии и внесения их в диптихи. У Московского Патриархата в последние годы обострился вопрос относительно понимания первенства К-польской кафедры в Православной Церкви. 

            Наиболее болезненные вопросы диаспоры и автокефалии не могут быть решены без всеправославного консенсуса, но его достигнуть крайне нелегко, особенно при условиях, если К-польская Церковь, подстрекаемая политической и финансовой поддержкой католическо-протестанской Европы, будет упорствовать в своих претензиях. Однако, если усилится сознание совместной ответственности Православных автокефальных Церквей и будет больше согласия в отношении совместной заботы, как предлагает Румынская Церковь в вопросе диаспоры, то все будут ближе к столь важному консенсусу по вопросу будущности Восточной Кафолической Церкви. Без предшествующего всеправославного конценсуса по ключевым вопросам диаспоры и автокефалии, созывать Всеправосланый собор нецелесеобразно. В истории уже были случаи отмены соборов. Так, по предложению Сербской Церкви К-польский Синод в 1926г. отложил созыв Вселенского Собора «до лучших времен». Собор, как наивысшая власть в Церкви, не должен быть превращен по воле светских властителей в политическое средство К-польской Церкви, чье первенство и место ее патриарха в диптихах, несмотря на «слабую тень своего древнего величия», уважают и признают все Православные Церкви.

В 2012 году по поводу опасений, связанных с Всеправославным собором, митрополит Иларион (Алфеев) писал: «Некоторыми маргинальными СМИ развёрнута настоящая кампания против созыва Собора. Существуют интернет-сайты, где размещается дезинформация относительно различных аспектов, связанных с предсоборным процессом. Приводятся высказывания святых отцов, прозвучавшие некогда по другим поводам и произвольно вырванные из контекста. Те же приёмы используются и в распространяемых порой в православных храмах анонимных листовках, в которых перспектива созыва Собора рассматривается как нечто устрашающее. Иногда раздаются призывы и вовсе отказаться от общения с другими Поместными Церквами. Верующих пугают тем, что грядущий Собор станет «антихристовым», потому что на нём якобы будут приняты решения, идущие вразрез с учением Церкви, её догматами, канонами и правилами: введут женатый епископат, отменят посты, пересмотрят основы вероучения. И тогда православным христианам не останется ничего другого, как покинуть ограду «официальной» Церкви и искать иные пути спасения. Подобные рассуждения не только не имеют под собой реальных оснований, но и свидетельствуют о незнании или умышленном искажении теми, кто их распространяет, исторических фактов и церковной традиции.»

В октябре 2015 года, митрополит Иларион, на совещании по подготовке Всеправославного Собора, прошедшего в Константинополе, так же заявил: «Всеправославный собор должен стать фактором укрепления нашего церковного единства в эпоху, когда православие в этом особенно нуждается.»

Призывы маргинально настроенных групп к уходу в раскол от Единой Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви в случае, если Всеправославный Собор примет решения, противоречащие евангельским заповедям и святоотеческому преданию, не имеют под собой никаких оснований хотя бы потому, что в истории Церкви уже случались так называемые «разбойничьи соборы», однако в дальнейшем решения таких «соборов» были просто признаны нелегитимными. Поэтому любое потенциально неканоническое решение грядущего Собора может быть уврачёвано как на следующем Соборе, так и просто временем. К примеру, решения так называемого 2-го Эфесского собора 449г. были через 2 года полностью отвергнуты Церковью на Халкидонском Соборе 451г.,  а решения иконоборческого собора 754 года были отменены на Втором Никейском Соборе в 787 г., т.е. спустя 33 года.

А.И. Осипов об опасениях проводить новые Соборы Соборной Церковью: «К великому сожалению, православие уже давным-давно не собирается и не решает всех проблем, которые возникают, совместно, в единстве друг с другом. Это печально. И мы уже настолько привыкли к этому состоянию, что для нас соборное обсуждение вопросов уже рассматривается как ненормальное. Видите, как может измениться состояние? Посмотрите в древней Церкви — каждые полгода должны были собираться в одной Церкви.»

В православной среде существует мнение, что 8-й Вселенский Собор (к которому, по некоторым критериям, относят Всеправославный Собор) будет предшествовать эсхатологическим событиям Апокалипсиса. В основу подобных мнений положено высказывание св. Серафима Саровского о том, что до явления Антихриста должен состояться VIII Вселенский Собор всех Церквей.      Однако, в соответствии с практикой Православной Церкви, признать Вселенским собор может только последующий собор (как правило, тоже Вселенский).

Анализ вопросов, вынесенных на обсуждение предстоящего Всеправославного Собора, и хода их решений не только показал необходимость проведения Собора, но и возможность прихода к единому мнению для преодоления раздробленности православного мира и несогласованности во многих вопросах.

Однако ввиду того, что поведение К-польского Патриарха носит часто антиканонический характер, и он не намерен ни перед кем отчитываться в своих действиях, предстоит очень длительная и серьезная работа по преодолению такого зеркального отражения западного «папизма» в восточном примате.

            Некоторые представители церковной общественности Русской Православной Церкви имеют опасения относительно того, что грядущий собор, которому придают статус Восьмого Вселенского Собора, отменит все решения предыдущих соборов. Дискуссии на эту тему лишены оснований, по мнению митр. Волоколамского Иллариона, т.к Собор не примет никаких решений, которые не были бы озвучены в течении последних пятидесяти лет Подготовительной комиссией. Решения Подготовительной комиссии всем известны и протоколы заседаний доступны всем. Кроме того, все темы, которые в течение пятидесяти лет обсуждались в ходе подготовительных предсоборных совещаний, будут тщательно изучены, и в них будут вносится коррективы с учетом изменившихся обстоятельств, решения будут приниматься и будут известны заранее, поэтому нет никаких оснований ожидать от этого собора каких-либо сюрпризов.

Источники:

1. Митр. Волоколамский Иларион, «Не стоит ждать сюрпризов от Всеправославного Собора», http://www.patriarchia.ru/db/text/1609189.html

2. Всеправославный собор: мнение двух Предстоятелей, http://www.pkrest.ru/n-12/12-5.html

3. Райкович М., «Кому принадлежит православная диаспора», http://www.odinblago.ru/liturgika

4. Афанасьев Н., прот. А. Карташев. «На путях к вселенскому собору». Журнал «Путь», № 37.

5. Асмус В., прот., «Русская Церковь готова к Всеправославному Собору», http://www.pravmir.ru/russkaya-cerkov-gotova-k-vsepravoslavnomu-soboru/

6. «Православный апологет», (http://apologet.spb.ru)