Когда мы говорим о жизни человека, мы употребляем слово судьба; когда мы говорим о жизни народа, это слово – история. В Христианстве есть такое понятие – житие. С этим словом мы связываем жизнь тех, чья судьба незримыми нитями вплелась как в историю своего народа и всех живших с ними в одно время, так и другую, не всем видимую, историю домостроительства Небесного Храма, образом Которого на земле является Церковь. Основание этой Церкви было заложено Господом нашим Иисусом Христом, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Строительство этого Храма было воспринято свидетелями земной жизни Христа — святыми апостолами, душу свою положившими во имя служения Глаголу вечной жизни и спасения всех живущих на земле. Слово, проповеданное двенадцатью простыми рыбарями, стало смыслом жизни бесчисленного множества тех, чья жизнь протекает по особому закону, что выше всех законов человеческих – закону Любви и Истины, начертанному в их сердцах. Снова и снова, несмотря на вечную вражду врага рода человеческого, они возрождают разрушенные и возводят новые храмы на земле, а значит в сердцах человеческих. Не столь важно, как выглядят эти храмы: величественный Софийский Собор на берегах Днепра; сравнимый разве с красой русской березки – Храм Покрова на Нерли; Успенский, Архангельский и Благовещенский Соборы древнего Кремля; образ единства Русской земли — Троице-Сергиева Лавра; символ монашеской мудрости – Оптина пустынь, оплот женского целомудрия и чистоты, духовное чадо батюшки Серафима – Дивеево; смертельно раненый и вновь воспрявший Храм Христа Спасителя; свидетели Русской Голгофы — храмы на месте убиения Царской Семьи в Екатеринбурге и Бутовском полигоне, или самая обычная, хотя не бывает их, обычных, сельская церковь.
За этими величественными, известными на весь мир соборами, и никому не известными церквушками и часовенками стоят судьбы тех, чья жизнь неразрывно с ними связана, живых и ушедших, за кого денно и нощно возносятся молитвы, приносится Единая за всех и за каждого в отдельности Священная Жертва. Каждый Храм, один как полноводная река, другой, как тихий ручеек человеческих судеб, сливаясь и восполняя друг друга, имеет свою историю, которая принадлежит и отражает историю всей нашей Родины – России, которую, как и жизнь святого, мы называем древним словом Житие. Есть такая история у Храма, с приходом в который для многих из нас началась новая жизнь — Храм святителя Николая, что в Кунье на Мху в селе Васютино.
В прошедшем 2010 году, начиная с Праздника Пресвятой Троицы — Пятидесятницы, когда вся Церковь Христова празднует день своего рождения, мы отмечали наш юбилей – 20 лет возрождения Свято-Никольской церкви. В эти Рождественские дни начала третьего десятка нашей обновленной шестивековой истории, вспомним главные вехи жизни любимого Храма.
…Наверное, нет на свете ни одного человека, который не знал бы имени Николая Чудотворца, если даже иноверцы просят и получают от него помощь; настолько близкого каждому русскому сердцу святого, что многие искренне удивляются, узнав о том, что родился он в далеком малоазийском городе Патаре на южных берегах Средиземноморья. Нет в России и ни одного дома, где бы не почитали преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли Русской. Но, думается, нет на Руси еще такого Храма, где почитание этих, вероятно, самых любимых в Русском Православии святых, было бы так неразрывно.
История Никольской церкви начиналась в далекие, чем-то похожие на наши, времена, когда Русь постепенно вставала с колен после трех веков татаро-монгольского плена – печального итога братоубийственных княжеских междоусобиц. Первые монастыри и церкви стали появляться в наших краях именно в связи с их относительной безопасностью. В таких, защищенных непроходимыми лесами и болотами местах, вдалеке от больших дорог, постепенно собирая силы вокруг монастырских стен, возрождалось Русское государство. Тогда Русь явила сразу трех своих сынов, без чьего подвига было бы невозможно объединение и создание величайшей в истории Православной Империи. Все они причислены к лику святых: устроитель церковной жизни — митрополит Алексий; благоверный князь Димитрий Донской и преподобный Сергий Радонежский. Именно он благословил русский народ на победу и показал пример духовного возрождения и воссоединения, без которого было бы невозможным подняться с колен, чтобы стряхнуть с себя поганое иго.
Всего в нескольких километрах от Васютино два основанных преп. Сергием монастыря — Благовещения на реке Киржач и Успения Пресвятой Богородицы на реке Дубенка. О том, что Свято-Никольская церковь основана Сергием Радонежским подтверждает посвященный ему левый придел храма, а также предание об одной из самых дорогих святынь наших — колодчике преподобного Сергия в семи километрах от села. Может быть, именно этот источник явился по молитвам святого, когда он вместе с братиями, «многия места обойдя», искал место для монастыря на реке Киржач, как читаем мы в его житии.
Четыре столетия простоял основанный преподобным Сергием храм, пока в 1787 г. на месте уже значительно обветшавшего к тому времени деревянного, был построен новый, каменный. Еще через сто лет в память Чудесного спасения Царской семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 г. на церковной территории была воздвигнута часовня в честь этого события.
Более пятисот лет служила Богу и людям Церковь святителя Николая и преподобного Сергия, даруя всем с верою приходящим самое ценное, чем может обладать человек – познание Бога, жизнь с Господом нашим Иисусом Христом. Исповедывали люди грехи, приносили покаяние, молились за родных и близких, живых и усопших, за Богохранимую Россию, за весь мир. Мы не знаем имен всех священнослужителей, стоявших у престола Свято-Никольской церкви все эти 5 веков, но свято чтим имя отца Константина (Успенского) — последнего её настоятеля до 1937 года…
Отец Константин начал свое служение вскоре после вступления на престол царственного страстотерпца Государя Николая II. Более сорока лет он был добрым пастырем Никольской церкви, соблюдая вверенных ему Господом чад в вере и благочестии, стараясь, чтобы вся их жизнь освящалась Святой Церковью. От отца Константина получала паства первые знания о Боге, с его напутствием уходили в «путь всея земли». Сколько душ христианских принял батюшка за эти годы в водах святого Крещения, сколько выслушал он покаянных откровений, сколько приняло из его рук святое Причастие – не счесть.
Но пришло «время зверя»… Двадцатый век отмечен самым тяжким грехом, какой могло совершить человечество, многократно страшнее он тем, что совершен был на Руси, которую мы называем Святой. Если мрачные годы иноземного ига мы считаем Божьим наказанием за каинов грех братоубийства, то в веке ХХ свершается грех, сравнимый разве с предательством Иуды. Такой братоубийственной бойни и представить не могла Древняя Русь во времена татарщины, когда даже иноверцы не дерзали посягать на Святую Церковь. Изуверы ХХ века дерзнули разрушить Дом Божий, мир отрекся от Его служителей, занес руку на Царя – живой символ единства православного государства, народа и Церкви. Божий Помазанник принял мученический венец вместе с обманутым народом. И стал человек строить «светлое» будущее, и полетели святые кресты на землю, полилась невинная кровь.
Переворот 1917-го ознаменовался в Васютино пожарами: подстрекаемые человеконенавистнической злобой и завистью, крестьяне поджигали друг у друга дома. Когда был запрещен колокольный звон, нашлись и в Васютино не побоявшиеся нанести оскорбление храму, в котором крестились. Очевидцы рассказывали о том, как почернел главный колокол, когда его сбросили на землю. Все осквернители Дома Божьего в течение трех дней погибли лютой смертью. Тогда же в Васютино сгорело двадцать четыре дома.
Отец Константин видел, как люди теряют связь с Богом и Церковью, а сатанинское зло набирало силу; не мог не предчувствовать он и приближение собственных крестных страданий. Настал 1937 год и настоятель Свято-Никольского Храма взошел на Русскую Голгофу. В начале октября были опрошены лжесвидетели, и в ночь с 5 на 6 ноября отец Константин и его сын Борис были арестованы. Когда ранним утром увозили их из родного села, дочь обращенного в православие раскольника Марфа возвращалась домой с ночного дежурства. Увидев арестованного батюшку, заплакала. Отец Константин подошел к ней, погладил ее по голове и сказал: «Не плачь, дочка, время сейчас такое». Это были последние слова, которые сказал священник своим чадам…
10 ноября 1937 г. отец Константин был допрошен начальником Павлово-Посадского отделения УНКВД Пелькеном и в течение 10 дней было сфабриковано дело, по которому отец Константин был обвинен в том, что «ведет систематическую антисоветскую агитацию», «сгруппировав вокруг себя контрреволюционный элемент деревни».
Сохранились материалы по делу отца Константина.
«- Следствие располагает материалами, изобличающими Вас в том, что Вы, будучи антисоветски настроенным, занимались антисоветской деятельностью, направленной на срыв мероприятий, проводимых партией и правительством. Признаете Вы себя в этом виновным?
— Виновным себя в этом я не признаю. Антисоветской деятельностью я никогда не занимался.
— В августе месяце 1937 года в церкви, во время службы, Вы раздавали яблоки верующим?
— Да, яблоки в августе месяце сего года в церкви я раздавал верующим.
— С какой целью была организована раздача верующим яблок?
— В этот день был религиозный праздник Преображение. По нашему церковному Уставу в этот день полагается освящать в церкви яблоки и раздавать верующим.
— Что Вы говорили верующим, раздавая яблоки?
-Яблоки я раздавал молча и ничего не говорил.
— Раздавая яблоки верующим. Вы допустили тогда антисоветские высказывания, заявляя, что колхозные яблоки от сатаны. Это Вы признаете?
— Этого я не говорил. Я утверждаю, что при раздаче яблок я ничего не говорил, а раздавал их молча. <…>
— Вы колхозникам говорили, что если они в праздничные дни будут работать в колхозе, то урожая не будет. Это верно?
— Нет, я колхозникам никогда этого не говорил. <…>
— Кого имеете из родственников или знакомых, репрессированных органами НКВД?
— Репрессированных органами НКВД как родственников, так и знакомых никого нет. <…>
— Кого имеете из родственников за границей?
— За границей из родственников никого не имею.
— Следствие располагает материалами о том, что Вы занимаетесь антиколхозной агитацией, по этому вопросу требуем от Вас откровенных и правдивых показаний.
— Никакой антиколхозной деятельностью я не занимался. <…>
— Скажите, а что Вы говорили колхозникам по отношению выборов в Верховный Совет?
— По отношению выборов в Совет я никогда ничего не говорил. <…>
— Скажите, Вы говорили колхозникам, что если они будут работать в религиозные праздники, то урожая у них не будет?
— Нет, этого я никогда нигде не говорил. Больше показать ничего не могу…»
21 ноября 1937 г. тройка при УНКВД СССР Московской области постановила «Успенского Константина Васильевича расстрелять». 25 ноября 1937 протоиерей Константин Успенский был расстрелян на Бутовском полигоне.
В течение долгих лет Храм свт. Николая и преп. Сергия подвергался поруганию, превращаемый в зависимости от пристрастий начальствующих временщиков то в овощехранилище, то в танцплощадку, пока, наконец, не был окончательно заброшен ввиду полного разорения…
Но прошли годы, и настал 1988 год – год 1000-летия Крещения Руси; и вновь стали подниматься из руин Православные Храмы, и вновь зазвенел по Руси Великой колокольный звон.
В 1990 году на руинах оскверненного и израненного Храма в праздник Пресвятой Троицы был отслужен наш первый молебен; в день святителя Николая центральный купол Храма был увенчан Святым Крестом; через год вновь был найден вот уже шесть веков неиссякаемый источник Сергия Радонежского.
Долгие годы безбожной власти колодчик был в забытьи, казалось, совсем зарастет к нему тропинка в вековом лесу; пока в 1991 году, взяв благословение у настоятеля, потратив недели на поиски, с помощью Божьей и молитвой Преподобному, прихожане нашли, наконец, заросший, засыпанный ветками, но не погибший источник. Теперь, вместо еле различимой тропинки, по которой раньше лишь пешим ходом и в сухое время года можно было с трудом пробираться — дорога, по которой и зимой, и летом, и весной и осенью идут и едут к нему прихожане, жители Электрогорска, Москвы и окрестных деревень. Общими стараниями он укреплен цементным фундаментом, поляна расчищена от валежника, спилены мертвые деревья, а в 2010 году по всем канонам древнерусского деревянного зодчества возведена над ним часовенка. Ни один день памяти преп. Сергию не обходится без молебна на «колодчике». Мы очень любим эти дни, ждем с нетерпением, когда они наступят. Нет ничего горше, если пропустишь их и не попадешь «в гости к Сергию Радонежскому» — потом целый год какой-то неправильный. Были здесь и утешения, и исцеления, и помощь немощным; а главное, всегда ни с чем несравнимая, в самое сердце проникающая и всех обнимающая, тихая радость – благословение преподобного Сергия.
2000 год – год прославления новомучеников и исповедников Российских, душу свою за Веру и Святую Русь положивших, среди них – отец Константин. К этому времени уже полностью была восстановлена Царская Часовня. 25 ноября – день расстрела Отца Константина стал днем его церковного прославления, днем почитания всех Павлово-Посадских святых, наш праздник.
Один из вопросов на том дьявольском следствии по сфабрикованному против отца Константина делу был о яблоках. Удивительно, как этим рьяным прислужникам зла, не давали покоя эти яблочки из батюшкиного сада, которые в день Преображения Господня он раздавал своим прихожанам, и, в первую очередь, детям… Теперь, возрожденный молодой сад, вновь одаривает всех нас пахучими яблочками – яблочками отца Константина, которые мы и теперь получаем в праздник Преображения, уже из рук теперешнего духовенства.
В 2010 году праздник святителя Николая (зимний) выпал на Воскресный день — нашу еженедельную Малую Пасху. Как особое благословение восприняли мы удивительное (промыслительное!) совпадение, когда в юбилейном году вслед за весенним днем памяти нашего небесного покровителя (22 мая н.ст.) наступила Пятидесятница — праздник Пресвятой Троицы; день, в который Русь Православная не может не обратиться благодарной мыслью к основателю Русской обители Пресвятой Троицы – преподобному Сергию.
«Без Троицы дом не строится» — гласит народная мудрость. Когда-то, посреди «ненавистной розни века сего», без малого шесть веков тому назад, придя на Маковец близ Радонежа, преподобный Сергий все начал с того, что построил простую деревянную церковь — храм Пресвятой Троицы, заложив зерно иного измерения жизни русского человека — образ возрождающейся и воссоединяющейся Святой Руси. Вот уже шесть веков святитель Николай и преподобный Сергий держат в своих руках нашу Церковь, как видим мы на нашей храмовой иконе, теперь к ней присоединилась и другая, — икона, на которой среди сонма новомучеников и исповедников Российских наш святой батюшка — протоиерей Константин Успенский.
…Под колокольный звон первой в истории родного Электрогорска и на наших глазах построенной Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, спешим по когда-то (страшно вспомнить!) — Безымянной, а теперь — улице священомученика Константина к автобусной остановке. С трудом протискиваемся в гущу многочисленных дачников, чуть не сдерживаемся, чтобы не напомнить для чего, собственно, предназначались и этот замечательный маршрут и эта, теперь так привычно асфальтированная дорога, щебенку с которой когда-то приходилось охранять от нынешних пассажиров. Вглядываясь в близкие и не очень лица, ловишь себя на мысли – ну почему, почему мы не все в этот воскресный день идем и едем в Храм?! …Но, слава Богу! — раскидывается по обе стороны этой удивительной дороги звенящая чистота бездонного синего неба так, что захватывает дух и улетает неведомо куда бесполезный и бессмысленный ропот на ближнего. Вот он — белоснежный, сияющий золотыми крестами обновленный Свято-Никольский Храм. Теперь, глядя на эту вознесшуюся к самому небу красоту, даже трудно представить, что было это время – время страшного разрыва времен, зияющей раны между 1937 и 1990…. Но, бережно хранятся осколки сброшенного колокола, фотографии разрушенных церковных стен и чудом уцелевший в архивах НКВД снимок священомученика Константина Успенского – «анфас и профиль»…
Такая она — дорога к Храму… У каждого своя.
Наталия Макаревич
2011 г., январь