Уроки любви
«Счастлив тот, кто пробудет у убогого Серафима в Дивеево от утра до утра, ибо Матерь Божия каждые сутки посещает это место»
(преп. Серафим Саровский)
«Бог есть Любовь» (Ин, 4, 8-19)… «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь…» (Матф., 24). Трудно судить о других временах, но то, что мы знаем о современности, принуждает думать, что именно о ней сказал Христос эти слова. Познать гармонично соединившуюся любовь земную с Любовью Небесной помогает нам Царица Всеблагая – 21 сентября православный мир отмечал Рождество Пресвятой Богородицы.
В канун праздника (с 17 по 19 сентября) прихожане Никольского храма села Васютино совершили паломническую поездку в Четвертый земной Удел Пресвятой Богородицы – в Дивеево.
УРОК ПЕРВЫЙ:
СОВЕРШЕННАЯ ЛЮБОВЬ ИЗГОНЯЕТ СТРАХ
Первое слово о Пресвятой Богородице было сказано еще в раю Самим Господом Богом в обетовании об Искупителе павших прародителей Адама и Евы и всего рода человеческого. Сказано змию обольстителю: «Вражду положу между тобою и между женою. Между твоим семенем и Ее семенем. Оно будет поражать тебя в главу, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3,15). В Божественном деле спасения все было облечено в тайну. Ангелы и пророки в недоумении пытались прозреть и уразуметь эту тайну, но не могли проникнуть ее завесы. Таким сокровенным образом было обещано рождение Девы Марии. Медленно и постепенно готовилось Промыслом Божиим Ее рождение. В длинной цепи поколений постепенно возвышались их духовные качества, пока, наконец, благословенная чета Иоаким и Анна не стали той благодатной средой и почвой, на которой смог, наконец, произрасти и расцвести столь дивный и благоуханный цветок как Пресвятая Дева Мария. Цвет благоуханный, Цвет нетленный.
Рождество Пресвятой Богородицы — итог и венец Ветхого Завета, всех надежд и чаяний дохристианского человечества.
Праздник Рождества Богородицы вводит человека в совершенно особый круг идей и размышлений. Святой Андрей Критский называет праздник Рождества Богородицы началом праздников, дверью к благодати и истине. «В Рождестве Божией Матери, — говорит св. Андрей Критский, — Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь уготовляется в новое Божественное жилище Творцу». Еще прежде сложения мира предопределено было воплощение Бога, но до Пресвятой Матери не обреталось достойного вместилища для воплощения, а когда обрелось оно, то и воплотился Господь (Митр. Макарий, «Догматическое Богословие»).
Рождество Пресвятой Девы – начало домостроительства нашего спасения. Матерь Божия никогда не оставляет человечество и каждого, взятого в отдельности, человека. Это воистину благодатная милость для всех нас. Все мы, христиане, грешим пред Богом каждую час и минуту. Для нас нет иного выхода, как покаяться и припасть к заступничеству Божией Матери. «Сироты, лишившиеся родителей. Бесприютные странники. Больные, скорбящие и плачущие, — не печальтесь! Есть у вас матерь — Матерь Божия! Которая даст приют странникам. Напитает вас. Утешит в болезнях. Дарует исцеление. Дарует прощение в грехах. Успокойтесь! Не плачьте! Ибо имеете матерью — Матерь Божию. Имеете всесильную Заступницу и Ходатаицу пред Сыном в час смерти и в день Страшного суда. Ибо «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена» (Пс. 44, 10). И Господь исполняет Ее прошения: «Проси, Мати Моя, проси, чего хочешь, и Я исполню Твое желание, и пусть знает мир, Кого Ты имеешь Сыном и Кого Я имею Матерью, и таким образом прославят Тебя все роды. Проси исцеления больному, проси о помощи несчастному и бедному, проси, чтобы какая-либо весь, или какой-нибудь город, в которых благоговейно чтится имя Твое, были сохранены от голода, мора, войны; проси, и Я исполню просьбу Твою. Пусть Твоя слава прославится Моею славою. Пусть Моя слава состоит в прославлении Моей Матери».
УРОК ВТОРОЙ:
СОБОР МУРОМСКИХ СВЯТЫХ
Наш путь в Дивеево лежит через древний город Муром. Муромская земля славится своими Святыми. Других таких нет во всей земле.
В «Повести временных лет» Муром упоминается в одном ряду с Новгородом, Полоцком, Ростовом. Как повествует летопись, в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове – меря, в Муроме – мурома. Племя мурома «сидело» на Оке еще в VI-VII веке. Город был богатым и… языческим!
Сын великого князя Владимира благоверный князь Глеб предпринял много усилий, чтобы склонить Муром к принятию Святого Крещения. Но не удалось ему это сделать. Святой Глеб был убит, и Муром долго оставался без христианского князя, а язычество в городе набирало все большую силу. Между тем соседи, болгары, исповедовавшие мусульманство, старались распространить свое влияние на Муром. И вот, благоверный великий князь Константин (Ярослав) Святославович, внук Ярослава Мудрого и правнук святого Владимира испросил у своего отца Святослава этот город себе в удел.
И в 1092 году святой князь Константин вместе со своими сыновьями, князьями Михаилом и Феодором пришел к городу Мурому. Святой благоверный князь Константин послал сына своего Михаила убедить муромцев принять его без сопротивления. Но язычники убили посланника, бросили его тело за город и стали готовиться к бою. Когда же князь подошел к городу со своей дружиной, жители смирились и согласились принять его, но заменить свое язычество на православную веру не пожелали.
Не принуждая язычников к принятию веры Христовой силой, князь Константин не оставил мысли об их просвещении. Прежде всего, он построил в Муроме храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и похоронил там своего сына, а вскоре воздвиг и другую церковь во имя святых Бориса и Глеба.
Князь не раз убеждал старейшин города переменить веру. С проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с князем. Однажды толпа язычников, недовольная князем, подступила к его дому, грозя смертью. Горожане поклялись убить или выгнать князя, но христианства не принимать. Святой Константин усердно молился в Благовещенском храме, и услышал голос: «Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся. Аз есмь с тобою». Князь вышел с иконой Пресвятой Богородицы к мятежникам. Чудесное сияние лилось от иконы. Пораженные Божественным сиянием, мятежники согласились принять Святое Крещение. «И тако крестишася вся люди града Мурома во имя Отца и Сына и Святого Духа, радующеся и славяще Бога», — повествует летописец.
Торжественно было крещение муромцев, и, как некогда Днепр, река Ока стала купелью для многих жителей города. Благоверный князь осыпал новых детей Божиих разными подарками: одеждой, деньгами, вотчинами. Так благоверный князь Константин в городе Муроме «веру утверди» и жителей «от прелести идольския избави».
Сегодня Мощи святых благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора почивают в основанном им Благовещенском монастыре города Мурома.
В 1203 году на муромский престол вступил Благоверный князь Петр — второй сын Муромского князя Юрия Владимировича. За несколько лет до этого князь заболел проказой. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь бортника (пчеловода) деревни Ласковой, благочестивая дева Феврония. А бортничество в те времена было делом опасным, большинству людей непонятным и даже таинственным – приходилось лазать по деревьям, с хозяином леса – медведем – можно было повстречаться, да и жили такие люди на отшибе – ближе к лесу. Дева Феврония вылечила князя в обмен на обещание жениться. Князь пообещал, но вернувшись домой, забыл данное обещание. И снова заболел… И тогда князь раскаялся, и полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту, и сочетался с ней браком. Муромская знать воспротивилась этому, объявив: или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жен, или же оставит Муром. Верный долгу христианского супруга, князь отказался от княжества и супруги отплыли из родного города.
В Муроме после ухода князя начались раздоры. Искатели власти схватились за мечи и многие из вельмож потеряли жизнь. Муромские бояре были вынуждены просить князя Петра и княгиню Февронию возвратиться в Муром. Правление князя Петра было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостивое, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа, привечали странников, помогали больным и бедным. Однажды княгиня во время плавания по реке, приказала вельможе, смотревшему на нее с худыми помыслами, зачерпнуть и отведать воды с одной и с другой стороны судна. И когда тот выполнил ее волю, мудрая княгиня спросила: «Не находишь ли разность между той и другой водой?» «Никакой», — отвечал вельможа. Тогда святая сказала: «Точно также одинаково естество женское, напрасно ты, оставляя свою жену, думаешь о чужой».
Скончались князь и княгиня в один день — 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Господь услышал молитву двух праведников и послал им смерть в один и тот же час. Бояре и граждане Мурома не захотели выполнить просьбы супругов: положить их в одном гробу. Церковь на ночь заперли. Каково же было всеобщее удивление, когда утром обнаружили Петра и Февронию почивших вместе. Так они и были похоронены.
Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
Еще одна удивительная Муромская Святая Улиания знаменита необычным своим подвигом. Она жила на рубеже ХVI-ХVII веков в своем имении в с. Лазареве под Муромом и прославилась аскетической жизнью в миру. Отец ее Устин Недюрев служил ключником у Ивана Грозного. В шесть лет она осиротела и воспитывалась у родственников своей матери Лукиных. В 16 лет ее выдали замуж за богатого муромского дворянина Георгия Осоргина. Среди домашних хлопот она не оставляла забот о сирых и нищих, стараясь и сама жить очень скромно. Русский историк В.О.Ключевский писал о ней: « Она отличалась от других разве только тем, что жалость к бедному и убогому — чувство, с которым русская женщина на свет родилась, в ней было основным стимулом нравственной жизни, ежеминутным влечением ее вечно деятельного сердца». В семейной жизни она не была счастлива. Из тринадцати ее детей — шестеро умерли в младенчестве, а двое погибли взрослыми. Когда муж не отпустил ее в монастырь, Ульяния взяла на себя подвиги, характерные для отшельников-аскетов. Она спала на коленях, всю ночь проводя в молитве; сапоги носила на босу ногу, подкладывая в них ореховую скорлупу; зимой ходила без верхней одежды; не каждый день принимала пищу. При этом она ухаживала за заразными больными, обмывала и хоронила умерших во время эпидемий. Ее праведная молитва помогала ей творить чудеса. В страшный голод, постигший страну в царствие Бориса Годунова, она пекла хлеб из горькой лебеды для нуждающихся, и он становился вкусным и сладким. По «Повести» сам великий чудотворец святитель Николай посетил святую в доме. Умерла Ульяния в 1604г. Чудеса, происшедшие у гроба святой, послужили поводом для написания ее жития. Автором «Повести об Ульянии Муромской» является ее сын Каллистрат (Дружина) Осорьин — муромский дворянин, губной староста (начальник судебного округа) в Муроме в 1610-1640 годов.
И нет, пожалуй, более народного и любимого богатыря, чем «старый казак» Илья Муромец. Однако до сих пор мало кто воспринимает этого «храбра» в качестве реального исторического героя, жившего в XI или XII веке и нашедшего вечный покой в Ближних пещерах Свято-Успенской Киево Печерской лавры. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа.
Для наших современников настоящим откровением является тот факт, что богатырь почитается Русской Православной Церковью как святой. Его поминают по церковному календарю 19 декабря (1 января по новому стилю). Святому Илье не было составлено канонического жития. Зато существует эпическая биография от рождения и исцеления до кончины.
Родившись на далёком севере, на реке Оке, Илья Муромец после смерти лёг мощами в стольном граде Киеве. Нетленные его останки почивают в преддверии подземной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, вместе с ним три угодника: преп. Исайя-затворник, мученик-младенец Иоанн, к ходатайству которого прибегают с молитвою о даровании чад скорбные родители, бездетные или лишившиеся детей, и преп. Никон Сухий — великий постник; он был взят в плен половцами, напавшими на Киев и ограбившими монастырь Печерский, но через три года, окованный цепями и с подрезанными жилами, чудесным образом оказался в своей обители к общему изумлению братии.
Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина — сменить меч булатный на меч духовный, чтобы проводить дни в сражении за небесную Русь. Преподобный Илия далеко не первый и не последний воин, поступивший подобным образом. Из наших соотечественников можно вспомнить великого полководца и государственного деятеля Александра Невского, а также профессиональных воинов — схимников Пересвета и Ослябю, духовных чад Сергия Радонежского, стяжавших великую славу на поле Куликовом.
УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ:
ЗЕМНЫЕ УДЕЛЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Дивеевская земля — особая святая земля, которую Царица Небесная взяла в последний Четвертый Свой Удел.
О первых трех Жребиях Божией Матери во вселенной известно следующее. Первый — Иверия — выпал Богородице, когда апостолы метали жребий, кому отправиться в какую страну для проповеди Евангелия. Но явившийся ангел возвестил Ей, что Иверия просветится впоследствии. Когда Божия Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, воскрешенного Господом, поднялся сильный ветер. Бурей корабль был отнесен к берегу Афонской горы, населенной язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское учение. Сотворив много чудес, Она отплыла на Кипр. Святая гора Афон — Второй Жребий Богоматери на земле.
В XI веке в одном из афонских монастырей подвизался монах Антоний, уроженец Черниговской земли. Матерь Божия открыла игумену монастыря, что новопостриженному Антонию следует идти к себе на родину, в Россию, и послушный Антоний, дойдя до Киева, основал Киево-Печерский монастырь — Третий Жребий Божией Матери на земле.
Начало Четвертого Вселенского Жребия Богородицы было положено здесь же, в Киеве. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. Рано она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры.
Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, сподобилась матушка Александра видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее следующее: «Это — Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!»
С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал к Саровскому монастырю, что в глубине дремучих лесов на высокой горе, в месте слияния двух речек — Сатиса и Саровки. Место это было необыкновенно красиво, и задолго до основания здесь обители, жители окрестных селений слышали перезвон колоколов и видели дивное свечение, наподобие столпа света, указывающего на будущую святость этого места.
Не доходя 12-ти верст до Сарова, в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви. Здесь она в легкой дремоте вновь увидела Божию Матерь. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… — сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. — И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».
Сейчас уже трудно представить себе это место без храмов и Богородичной Канавки. А ведь когда пришла сюда матушка Александра, были здесь железоделательные заводы, царили пьянство и разврат. Но именно в Дивееве суждено было воцариться целомудрию. Сначала мать Александра благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь. В 1773-1780 годах ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Как и всё в Дивееве, первая церковь новой обители была построена матушкой Александрой по благословению Царицы Небесной.
В старину на могилке матушки Александры сами зажигались свечи, по временам слышался необычайный звон, некоторые ощущали необыкновенное благоухание, исходящее из могилы. А иногда слышалось какое-то журчание, и поэтому сложилось поверье в народе, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилки матушки Александры. Здесь происходило много исцелений. И сегодня можно с уверенностью сказать – слова Пресвятой Богородицы исполнились – как звезды небесные и как песок морской умножились здесь угодники и угодницы Божии.
УРОК ПЯТЫЙ:
ГДЕ УМНОЖАЕТСЯ ГРЕХ,
ТАМ ПРЕИЗОБИЛУЕТ БЛАГОДАТЬ
«Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся…»
Матерь Божия никогда не оставляет нас – всех вместе и каждого в отдельности своим молитвенным покровом.
Дивеево… Четвертый Удел Пресвятой Богородицы. Мы приехали в сюда ранним погожим вечером – Батюшка Серафим и Пресвятая Богородица встретили нас ласково – ясное небо, теплое солнышко и прекрасная гостиница. Мы сразу же решили искупаться в ближних источниках – прямо в черте города, рядом со Свято-Троицкой обителью расположены 4 целебных источника. Но мы не знали, что расположение к нам, грешным паломникам Святых Покровителей Четвертого Удела еще более доброе и «родственное» — нас как самых близких друзей попросили о помощи! К утру прогноз погоды обещал ливневые дожди (которые у нас в Электрогорске начались на сутки раньше – как только мы покинули город). А во дворе обители прямо на землю была выгружена целая машина картофеля для трапезной. Не убери ее вовремя – и запас на зиму будет испорчен.
Нужно отметить, что вся паломническая группа без единого возражения отправилась во двор. Немного остудило наш пыл количество картофеля – мы не ожидали, что ее ТАК много! И вокруг сиротливо жались человек пять добровольных помощников из гостей обители. Но – глаза боятся – руки делают. Нас ведь 40 человек!
Фартуки, ведра, мешки и нитяные перчатки нам выдали прямо здесь. Мы сновали вокруг картофельной груды как муравьи, собирали, сортировали, увязывали в мешки, грузили в машинку… Незаметно прошел час. И вдруг отец Иоанн сказал: «Все». Мы все остановились и посмотрели на дело рук своих. Вместо груды картофеля на земле тонким слоем было рассыпано ведра четыре мелкой картошки.
Мы закончили как раз на закате солнца, и устремились к Свято-Троицкому собору – поклониться Пресвятой Богородице и батюшке Серафиму. И здесь нас ждало еще одно искушение. Нас не пустил охранник! Сестры ушли, храм уже закрыт на уборку. Как мы опечалились, говорить не имеет смысла. Но ропота не было. Мы покорно вздохнули, и стали разбредаться – как рассеявшиеся овцы… И тут – о, чудо! – одна из паломниц нас догнала, и настойчиво посоветовала продолжать «стучать», не уходить, и отправить вперед отца Иоанна. И наше упорство было вознаграждено: нас пустили – мы были одни в пустом храме, и поклонились чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Умиление» и мощам Преподобного Серафима Саровского. Умиление… то самое чувство, которое мы испытали в этот час.
А потом был ужин в паломнической трапезной. Постная монастырская пища на улице – она показалась такой вкусной – после целого дня, проведенного в автобусе и вечернего труда на открытом воздухе!
Достойным молитвенным завершением длинного и насыщенного переживаниями дня стал Крестный Ход по Святой Канавке с чтением «Богородичной Лествицы».
Чтение вечернего правила и канонов перед причастием было особенно приятным – под Покровом Пресвятой Богородицы – перед образом Неувядаемый Цвет. Этот редкий образ – символ чистоты, святости, перед ним молятся о сохранении чистоты помыслов и тел, о благополучии семьи. С каким радостным и теплым чувством от стука дождевых капель по подоконнику я проснулась перед рассветом – картошку то мы успели убрать!
Но недаром говорится, совершил что-то хорошее – жди искушения! Я это почувствовала в утренние часы, перед началом Литургии. Направилась к очереди паломников, желающих исповедаться и причаститься в этом святом месте. Вот пришел священник, мы прочитали общие молитвы, первые паломники приступили к таинству исповеди. Осталось несколько человек передо мной, и вдруг священник ушел. Другие священники трудятся, очереди к ним тают… Мы стоим! В это момент в душе возникает целая буря эмоций! Пытаюсь молиться – и не могу сосредоточиться. В мыслях – рой слов, эмоций, образов… Я думала, что схожу с ума. Эти метания просто выбивали почву из под ног. Но, Слава Богу, все закончилось – как только священник произнес над моей головой разрешительную молитву.
После раннего – в 11 часов – обеда мы направились на источник батюшки Серафима. Погода с утра была дождливая, но к тому времени, как мы приехали на источник, дождик закончился. Место – красивейшее! И в этот день оно выглядело изумительно: прямо над чашей источника прошел дождевой фронт – над лесом – низкие и темные тучи, над полем – яркое синее небо. Такое вот необычное обрамление для этого чудесного места удалось нам увидеть. Вода в источнике прозрачная-прозрачная, немного голубоватая и холодная – зубы ломит! Плюс 4 градуса. Когда входишь в нее – вокруг тела как будто возникает тонкий слой безвоздушного пространства – каждая клеточка сначала взрывается, и затем умиротворенно замирает. И охватывает ласковое тепло – как будто под пуховой периной. И говорить совсем не хочется. Замереть… прислушиваясь к тому неизведанному и неописуемому, что происходит с телом и душой.
УРОК ШЕСТОЙ:
КАНАВКА – ЧУДЕСНЫЙ РУБЕЖ…
Она пролегает меж чистотой веры и грязью мира сего. А значит, между жизнью и смертью. Об этом напоминают нам прославленные мощи первоосновательниц Дивеевской обители — схимонахинь Александры, Марфы и монахини Елены.
Перед кончиной первоосновательницы, матушки Александры, молодой иеродиакон Серафим обещал ей не оставлять сестер своим духовным попечением. Однажды пришла к нему 13-летняя крестьянская дочь Мария. Преподобный увидел в ней избранный сосуд Божий. Так поступила она в число Серафимовых сирот. Именно Мария присутствовала при молении Старца о создании новой, Мельничной обители, насельницами которой были бы только девицы.
Было это 22 декабря, в день, когда Церковью воспоминается Зачатие Пресвятой Богородицы. «В зачатие матери Анны и я хочу зачать обитель!» — говорил святой Старец. Послушание Марии было удивительным. «А какие они, саровские монахи? Вроде батюшки Серафима?» — так простодушно спрашивала она, хотя бывала в Сарове не раз. Да только по благословению никогда не поднимала голову и, повязав черный платок на самые глаза, смотрела всегда под ноги.
Преподобный постриг Марию в схиму с именем Марфа. Сам он назвал ее начальницей над дивеевскими сиротами в Царствии Небесном. Девятнадцатилетней преставилась эта удивительная молитвенница и молчальница.
Другой преподобной, Елене, было в юности видение огромного огненного дракона. И она, призвав на помощь Пречистую Деву, дала обет безбрачия. Саровский Старец благословил ее обручиться с Женихом Небесным. Для этой свадьбы приготовила Елена черненькую одежду. Именно о таких сказано: «Отыми от Ангела крылья, будет дева; дай деве крылья, будет Ангел»…
Уже в наши дни, накануне прославления мощей первоосновательниц обители, на могиле дивеевского благодетеля Михаила Васильевича Мантурова, брата преподобной Елены, на морозе масло в лампадке закипело. 22 декабря, как раз в день основания Мельничной обители, состоялось прославление святых мощей Дивеевских преподобных.
Так что же за таинственный восьмисотметровый рубеж обозначила в Дивееве Пречистая Дева? Почему именно девицам заповедал отец Серафим вырыть по Ее следочкам Канавку? Может быть, прежде всего, от огненного дракона похоти призвана охранять она девство?..
Как бы напоминая о заповеди девства, в последний раз Пречистая Дева явилась старцу Серафиму 25 марта 1831 года, в день Благовещения. И вместе с Иоанном Предтечею и Иоанном Богословом сопровождали Ее одиннадцать святых дев, в том числе — Варвара и Екатерина. Сейчас икона этого явления — над ракой с мощами Преподобного.
УРОК СЕДЬМОЙ:
БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ
Каждую службу в Дивеево – и на Литургии и на вечерне – мы слышали проповеди. О том, что род неверный требует знамений и чудес (порой, мы больше чем терпения, любви и жизни во Христе, жаждем чудес и знамений)… О двух братьях и о сокровище; и тайных мотивах наших действий (милостыня, странноиприимство и помощь бедным – если они не во Славу Божию, а от тщеславия и гордыни – не спасут, а погубят)… О талантах и дарованиях, которые каждый из нас привык считать своей собственностью, и забывает, что это Дар, который нужно употребить во Славу Божию…
Вечером мы отправляемсяв Казанскую церковь Серафимо-Дивеевского монастыря к трем великим дивеевским блаженным.
Юродство Христа ради является столь трудным и высоким подвигом, что на него призываются Богом только особенные избранники, сильные телом и духом. Эти подвижники из горячей любви к Богу добровольно отказываются ради Него не только от всех удобств и благ жизни земной, от выгод жизни в обществе, от родства, но и от собственного разума, сознательно принимая на себя вид безумного, а иногда и нравственно падшего человека. За такое самоотвержение Господь дарует им духовное зрение уже при жизни, и они могут явно видеть ангелов и духов злобы. Получают они от Бога и особые дары: прозрения тайн человеческих душ, чудотворений, предвидения будущего. Благодаря этому они могут руководить людьми ко спасению и охранять их от нападений врага рода человеческого.
В Дивеевской обители соблюдалась преемственность блаженных стариц, начиная от святой блаженной Пелагии Ивановны Серебренниковой, которую сам преподобный Серафим направил в Дивеево для духовного руководства сестрами. Игумения Мария ничего не предпринимала без ее совета. Всех в обители Пелагия Ивановна называла своими дочками и всем была истинной духовной матерью. Сохранилось много рассказов о случаях ее прозорливости.
За год до кончины Пелагии Ивановны в обители поселилась блаженная Паша Саровская. 30 лет блаженная прожила в Саровском лесу в пещерах. Рассказывали, что вид ее в те годы был как у Марии Египетской: худая, высокая, почерневшая от солнца, она наводила страх на всех не знавших ее. Видя ее подвижническую жизнь, люди стали обращаться к ней за советами и молитвой, и замечали, что она не лишена дара прозорливости. Когда Леонид Михайлович Чичагов, еще будучи блестящим полковником, впервые приехал в Дивеево, блаженная Паша предсказала ему, что он скоро станет священником, заметив: «Рукава-то поповские». После рукоположения он стал часто бывать в Дивееве и всегда заходил к блаженной. Прасковья Ивановна настойчиво говорила ему: «Подавай прошение Государю, чтоб нам мощи открывали». Чичагов отвечал, что он не может быть принят Государем по такому вопросу — его сочтут сумасшедшим. Но потом решил собрать материал о святой жизни старца Серафима, о сложном пути становления Серафимо-Дивеевского монастыря. Так возникла книга «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Л. М. Чичагов преподнес ее Государю Николаю II. Впоследствии архимандрит Серафим (Чичагов), в будущем митрополит, ныне прославленный как священномученик, был главным организатором торжеств прославления преп. Серафима.
В 1903 году, после торжеств прославления преп. Серафима, Государь Николай II посетил Дивеево и был с Государыней в келье у Паши Саровской. Перед приходом гостей она велела вынести все стулья и усадила Царскую Чету на ковер. Прасковья Ивановна предсказала надвигавшуюся на Россию катастрофу: гибель династии, разгон Церкви и море крови. Предсказала и рождение Наследника, и после его рождения ее словам пришлось поверить. После этого Государь не раз отправлял в Дивеево гонцов к Паше по важным вопросам. Перед концом жизни она молилась на портрет Царя, приговаривая: «Не знай, преподобный, не знай, мученик…»
Святая Блаженная Мария Захаровна Федина была родом из Тамбовской губернии. Родилась она около 1870 года. Впоследствии она называла себя Ивановной, и когда ее спрашивали почему, то отвечала: «Мы все, блаженные, Ивановны по Иоанну Предтече».
Тринадцати лет она осиротела. Однажды с попутчицами Мария пошла в Саров, да так и осталась странствовать между Саровом, Дивеевым и Ардатовом. В любую погоду она ходила босиком, во всем рваном и грязном, искусанная собаками. За то, что она, как бы ругаясь, обличала людей в тайных грехах, многие ее не любили и не раз избивали. При этом никто никогда не слышал от нее жалоб на свою жизнь и на людскую несправедливость, и уже в молодости стали замечать в ней дар прозорливости.
Мария Ивановна приходила советоваться к дивеевской блаженной Прасковье Ивановне, которая перед своей кончиной говорила: «Я еще сижу за станом, а другая уже снует, она еще ходит, а потом сядет». А Марии Ивановне, благословив ее остаться в монастыре, сказала: «Только в мое кресло не садись».
Свой духовный подвиг блаженная Мария Ивановна несла в страшные годы революционных переворотов, войны, голода и коллективизации. В 1920-е годы со всех концов России люди тянулись к ней за советом и духовной поддержкой.
Известно множество случаев исцелений по молитвам блаженной, а прозорливость ее простиралась до наших дней. Многим дивеевским сестрам она предсказала и лагеря, и ссылки, а когда одна из сестер как-то сказала: «Не будет монастыря!» — «Будет! Будет! Будет!» — и блаженная застучала изо всех сил по столу.
Умерла она во время страшной грозы 26 августа/8 сентября 1931 года. В дни ее памяти духовенство и сестры Серафимо-Дивеевского монастыря служили панихиды и неизменно получали духовное утешение и благодатную помощь. 31 июля 2004 года блаженная старица Мария Дивеевская была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии, а с октября 2004 года началось ее общецерковное почитание.
УРОК ВОСЬМОЙ:
ЧУДНЫ ДЕЛА ТВОИ, ГОСПОДИ!
«… Кто трудится для меня, кто Обитель мою любит, о том попекусь я и в сем веке, и в будущем, всех вас не оставлю и роды ваши не оставлены будут».
(Преп. Серафим Саровский).
Сама Богородица дала преподобному Серафиму для Свято-Троицкой обители новый устав, нигде до того времени еще не существовавший. Пресвятая Богородица обещала Сама всегда быть Игумениею этой Своей обители, изливая на нее все милости свои и всех благодатей Божиих, благословения со всех своих прежних жребиев: Иверии, Афона и Киева. Главная святыня Дивеевской обители — святые мощи преподобного Серафима Саровского. Великая святыня была возвращена Церкви 11 января 1991 года, а 30 июля святые мощи были перенесены в Дивеево.
Вечером 30 июля 1991 года у Святых ворот Серафимо-Дивеевской обители встречали крестный ход со святыми мощами преподобного Серафима. Перед своей кончиной великий старец дал Прасковье Семеновне Мелюковой свечку, сказав, что с этой свечой сестры встретят его в Дивееве. Свеча передавалась сестрами из рук в руки и бережно хранилась почти 160 лет, в последние годы — у единственно оставшейся в живых к моменту открытия монастыря дивеевской сестры схимонахини Маргариты (Лахтионовой). Эту свечу 30 июля 1991 года вставили в большую дьяконскую свечу, которую нес протодиакон.
Первый молебен на площади перед Троицким собором Святейший Патриарх Алексий II служил с ладаном, переданным из рук преподобного Серафима.
В нынешнем 2009 году отмечалось 106-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых. И до сего дня никто не уходит «тощ и неутешен» от Преподобного, мощи которого находятся в Серафимо-Дивеевской обители. Святой Старец незримо, но явно утешает, вразумляет, исцеляет, открывая ожестевшие души приходящих к нему людей для Божественной любви, и приводит к православной вере, к Церкви, которая является основанием и утверждением Русской земли. Места подвигов преп.Серафима в Саровской пустыни и его святыни стали неисчерпаемым кладезем чудес и исцелений. Несомненно, и сегодня великий Старец объединяет все чистое и святое, что есть в России.
И мы – паломники из села Васютино ощутили это в полной мере. Последний день нашего пребывания ознаменовался для нас величайшей радостью! Перед отправлением домой нам было позволено отслужить молебен с Акафистом Преподобному Серафиму Саровскому. Отец Иоанн служил, а мы все – пели… Отец Иоанн удостоился особой благодати и утешения – перед молебном он помог сестрам переоблачить батюшку Серафима.
Post scriptum
…Через Деву облекся в плоть Спаситель мира. И когда иссякнет целомудрие среди людей, тогда закончится время спасения. Древнеславянская этимология слова «наглость» показательна. Наглый – это «такой, который хочет БЫСТРОГО исполнения СВОИХ желаний». Таков бес наглости-похоти, то и дело тявкающий в Дивееве от невыносимой для него святости.
Сейчас раки с мощами схимонахинь Александры, Марфы и монахини Елены — в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Именно с этим местом связано пророчество Старца о Конце Света. Он приблизится тогда, когда рядом с четырьмя столбами храма лягут четверо мощей, а сам Преподобный — среди них пятым.
Еще не явлена последняя, четвертая праведница дивеевская. Еще дано время на покаяние. Еще каждый — с Богородичной молитвой на устах — может пройти по следочкам Пречистой Девы и ощутить «всех радостей Радость». Ибо через первую Еву дьявол извел людей из рая, а через Нее, Еву вторую, Непорочную, Господь дает нам шанс спасения.
Чудо — не феномен. Это проявление внутренней сущности вещей. И небесный свет, падающий на таинственную восьмисотметровую границу, высвечивает для нас великое значение девства, его роль в том мире, где царствует ненавидящий целостность и целомудрие дьявол-разрушитель.
Все Святые и Угодники Божии, молите Бога о нас!
Пресвятая Богородица, спаси нас…
Материал подготовила Ольга Анатольевна Дорофеева
Святый Преподобный отче Серафиме, моли бога о нас!
На обратной дороге домой весь паломнический автобус светло и легко молчал. И вдруг – включился DVD-плеер в автобусе, и остаток пути мы смотрели фильм «Остров», и плакали и молились…