Апостольский пост

15 июня начался Петровский (Апостольский) пост. Он будет продолжаться до 12 июля, когда празднуется память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Согласно древнейшему христианскому преданию, именно в этот день приняли мученическую смерть апостолы Петр и Павел. Наступивший пост не отличается строгостью: устав позволяет постящимся вкушать рыбу. Возможно, такое послабление связано с тем, что многие апостолы, и в их числе Петр, по роду своих мирских занятий были рыбаками. Продолжительность Петровского поста бывает разной и зависит от даты празднования Пасхи – от 6-ти недель (при ранней Пасхе) до 8 дней при поздней Пасхе. После продолжительного празднования Пасхи Христовой и завершающего это празднование торжества Пятидесятницы (Троица и Духов День) православные христиане, следуя древней церковной традиции, начинают поститься. Пост – это не «трудовые будни». Ничто и никто не отнимает у нас радости дарованной нам Воскресением Христовым и неотступным пребыванием Духа Святого в Церкви. Наоборот наш пост свидетельствует о том, что прошедшие церковные праздники не были просто воспоминанием давних исторических событий. Собираясь за Божественной Литургией на Пасху, Вознесение и Троицу, мы свидетельствовали свою веру в то, что Господь наш Иисус Христос победил смерть, вознес человеческую плоть к Своему Отцу и даровал нам бесконечную радость общения с Богом и единения с Ним в Таинстве Причащения. Отныне нашей основной задачей становится принять и сохранить этот Дар. Пост призван помочь нам не растерять даром доставшуюся нам радость по пути нашего «земного странствия».

Петров пост относится к числу древнейших церковных установлений. Он упоминается в апостольских правилах: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти«. Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

 Этот летний православный пост имеет несколько названий. Петровским мы называем его, потому что он заканчивается днем памяти апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля) и готовит нас к этому почитаемому в Православии празднику.

Другое название поста – Апостольский – призвано напомнить нам о том существенном свойстве Церкви, которым мы часто пренебрегаем. Апостольство Церкви – это одно из четырех основополагающих ее свойств (в Символе Веры мы исповедуем свою веру «во единую, святую, соборную и апостольскую Церквовь»). Церковь перестанет быть Церковью Христа если отвергнет свое апостольское призвание или  дерзнет изменить что-либо в апостольском учении («Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим». 2Фесс. 2:15). Забыв о своем апостольском основании, она неминуемо растеряет благодатные дары Духа Святого, которые в лице апостолов получила в день Пятидесятницы (День Сошествия Святого Духа на апостолов).

Наш Апостольский пост очень тесно связан с Пятидесятницей – он всегда начинается на 8-й день после праздника Троицы (в понедельник после Недели Всех святых). Но связь эта не ограничивается календарной зависимостью, она гораздо глубже. В день Пятидесятницы Святой Дух сошел на апостолов, и … —  тогда родилась Церковь. Сошествие Святого Духа на апостолов стало основанием Церкви. В этом событии исполнилось все, о чем говорили пророки, о чем свидетельствовал Сын Божий, и то, что Господь обещал своим ученикам.  Сам Бог излил на нас Свою благодать, чтобы преодолеть нашу отчужденность и взаимную нелюбовь. Бог даровал нам Самого Себя, ибо Дух Святой пребывает в Церкви неотступно. Благодать Святого Духа означает полноту и подлинность Божественного присутствия в Церкви. И только наше свободное приятие этой благодати делает нас членами Его Церкви.

Только после чуда Пятидесятницы апостолы стали готовы исполнить заповеданный им долг — «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19-20). Только в единении со Христом стало возможным чудо апостольской проповеди. Их было так мало – в день Пятидесятницы вся Церковь («малое стадо») смогла уместиться в одной комнате. Они не обладали ни силой, ни властью – большинство апостолов были простыми неграмотными рыбаками. Но именно они стали свидетелями славы Божьей, явленной в Воскресении Христа, именно они приняли Духа Святого и именно апостолы понесли народам благую весть о Царстве Божьем и о спасении всех людей. К проповеди Евангелия апостолы, несомненно, готовились – они постились. Сохраненный Православной Церковью Апостольский пост призывает нас подражать апостолам.

Но в чем мы должны подражать апостолам? Прежде всего, мы должны стремиться обрести веру, подобную вере апостолов. Они услышали зов Божий и последовали за Христом. Они были с Ним не только во дни Его земной жизни. Апостолы донесли слово Божие, свет Истины, Евангелие, до «всех концов вселенной». Никакая сила этого мира не смогла погасить огонь их любви к Богу. Ничто и никто не смог заставить их отречься от Христа.

В последний день перед наступлением Петровского поста в храмах всегда читается евангельский отрывок, в котором есть такие слова: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32-33). Кто-то может сказать, что сейчас от нас не требуют отрекаться от Христа. Но ведь отречься от Христа можно не словами, а просто молчанием. Снова и снова жизнь дает нам возможность заступиться за нашего Господа, когда Он снова поруган, когда снова вокруг — неправда, бесчестие, кощунство, богохульство. Нам дана возможность выступить против зла. А мы снова и снова храним молчание! Мы призваны свидетельствовать о правде Божьей, но вместо этого соглашаемся с той полуправдой-полуложью, что предлагает нам мир.