Боровск и Малоярославец

8 мая 2010 г.
состоялась приходская церковно-историческая
(паломническая) поездка в
г. Малоярославец и
Свято-Пафнутиев
Рождества Пресвятой Богородицы
мужской монастырь

Наконец настал день нашей поездки в известную православную обитель — памятник истории и культуры – в Пафнутьев Боровский мужской монастырь. На обратном пути планировалось посетить и Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, что всего в получасе езды от г. Боровска. Несмотря на задержку автобуса почти на час, настроение у участников  мероприятия сохранялось бодрое и радостное. Вероятно, все очень ждали этого события, и погода установилась летняя для начала мая. Это подавало надежду на удачный день.

   Пока мы двигались в юго-западном  направлении от Москвы, можно было подметить, что пейзажи становились более живописными. Множество встречающихся по пути речушек, березовых рощиц и смешанных лесочков, благодаря более холмистому рельефу, виделись из окна автобуса как на ладони и как на картине умелого художника, который все детали пейзажа расставил как нельзя лучше. Но самое незабываемое ощущение, появляющееся в душе от созерцания этих картин, это образ Воскресения Христова в природе. Все вокруг еще раз приводило на память именно это событие: и воздух, и деревья, ожившие после долгой зимы, и все букашки и птички, копошащиеся в этих миниатюрных рощицах за окном, что пролетали перед нашими глазами.

Около полудня мы прибыли в г. Боровск, что в 75 км от Москвы по направлению к Калуге. А вот и величественные белокаменные стены Пафнутьева — Боровского монастыря. Выйдя из автобуса, наша группа неспешно направилась к воротам, над которыми величественно воздвигнута икона Божией Матери. Она ласково приветствовала нас и, глядя на ее образ, хотелось скорее войти внутрь.  Когда попадаешь за стены на территорию обители, сразу чувствуется некоторая перемена в сердце. Душа как бы отдыхает. Это чувство спокойствия и умиротворения, которое опускается при возвращении домой после долгого трудового дня. Правда говорят, что за монастырскими стенами начинается кусочек неба на земле.

Общее фото

Осматривая архитектуру монастыря, замечаем, что центральное положение строений монастыря составляют собор Рождества Пресвятой Богородицы, трапезная с храмом Рождества Христова и колокольня. Далее расположены Архимандричьи (Настоятельские) палаты с церковью Святителя Митрофана, Патриарха Цареградского, больничные палаты с церковью Ильи Пророка, братские кельи и Погребной корпус. Все постройки окружены крепостными стенами с башнями, что придает монастырю вид крепости. На самом деле, монастырь занимает очень важное стратегическое положение на подступах к Юго-Западным границам Столицы.

          Направившись сначала в собор Рождества Пресвятой Богородицы, мы застали последние молитвы подходящего к концу молебна. Необычное чувство испытываешь во время пения монастырского хора – хочется, чтобы оно никогда не прекращалось. Но, увы, вот священник отпускает народ и наша группа, приложившись к огромной иконе Воскресения Христова в виде полукруга, выстраивается в длинную очередь к раке преподобного Пафнутия Боровского. Пропев тропарь преподобному и прочитав молитву, братия и сестры неспешно и с благоговением прикладываются к святыни. Как выяснилось позже из рассказа насельника обители, проводившего часовую экскурсию по монастырю для нашей группы и поведавшего нам немало интересного из истории обители и жизни братии, мощи преподобного Пафнутия исчезли, и до сих пор нет точных данных об их нахождении. Произошло это во время осады  и взятия монастыря в 1610 году. Тогда погибло 12 тысяч воинов, братия и вместе с ними настоятель архимандрит Никон  и архимандрит Иоасаф и укрывавшиеся в монастыре люди, были расхищены все сокровища, сожжены постройки. Воеводы Яков Змеев и Афанасий Челищев, оказавшиеся предателями, открыли ворота Тайницкой башни (в народе она называется Башней измены). Видя разграбление своей обители, братия спрятали мощи преподобного в тайной комнате над Алтарем, но впоследствии они не были обнаружены и там. По одной из версий мощи сейчас находятся под собором Рождества Пресвятой Богородицы. Частица же мощей преподобного Пафнутия, находящаяся сейчас в изголовье раки, была подарена монастырю Киево-Печерской Лаврой.

Просторная трапезная для приема гостей, которая служит братии монастыря в холодное время года и храмом для богослужений, была показана нам сразу после Рождественского собора. Сооруженные по древнему обычаю воздухоотводы, позволяют отапливать довольно большое помещение, используя горячий воздух, поднимающийся по ним вверх от раскаленных печей, что расположены этажом ниже. Этот способ отопления очень экономен и эффективен и часто использовался в общежительных монастырях, по словам нашего экскурсовода. В трапезной может одновременно приниматься до 320 человек. Она имеет довольно высокие потолки и хорошо освещена, благодаря высоким окнам. Во время нашего осмотра здесь велись завершающие отделочные работы. Братия готовилась к приему гостей, которые ожидались на праздник в день памяти преподобного Пафнутия (14 мая по н.с.).

Осмотрев собор Рождества Пресвятой Богородицы и большую трапезную, инок, рассказывающий нам об обители, повел нас в усыпальницу, где сохранены останки всех захороненных монахов, что прежде покоились на монастырском кладбище. В смутные времена все кладбище было разрушено и находилось в запустении. При восстановлении обители все найденные останки было собраны и заложены в мраморную гробницу, стоящую в усыпальнице. Когда все участники экскурсии собрались вокруг этой гробницы, оглядываясь по сторонам и в тусклом свете читая имена всех захороненных здесь иноков на мраморной доске стены, наш экскурсовод спокойно открыл гробницу и показал нам сохранившиеся кости, от чего некоторые из близ стоящих, погрузились в глубокие размышления, возможно, о суетности нашей жизни и о том, какие же чудеса могут творить истинно верующие люди. А ведь они такие же, как и мы! Вот и кости их перед нами!!! Почему же мы не подражаем им? Может веры нам не хватает? Или мы ей еще не научились, а только увлекаемся ею? Вот такие мысли посещали нас, когда мы ставили свечи на канон, расположенный у основания гробницы, и направлялись к выходу.

Далее мы были приглашены гостеприимной братией на трапезу, на которой нам был предложен вкусный монастырский обед с горячим чаем и мягкими куличами, что особенно понравилось нашим детям. И вновь мы вспомнили о Пасхе, о том, как мы ждали ее и как встречали этот самый важный христианский праздник. От таких воспоминаний  лица наших паломников немного преобразились, и это было особенно заметно, после той задумчивости, что царила в усыпальнице.  Все всматривались в лица рядом сидящих с какой-то затаенной радостью, как бы вопрошая друг друга, не забыли ли Вы о Воскресении Христовом?

После обеда большинство паломников пошли на святой источник, расположенный в 5 минутах ходьбы от ворот монастыря. Рядом с купелью раскинулся живописный пруд, вырытый учеником преподобного Пафнутия Вассианом, который был прозван за свое умение копать пруды Рыло. По словам послушника Ильи (старого знакомого многих наших прихожан и, в прошлом, певчего нашего храма), в пруде братия и сейчас разводит рыбу (карпов), которая подается на трапезе в соответствующие дни. Так как день выдался жаркий, то очень многие из нашей группы, даже те, кто и не планировал, погружались в святые воды купели, читая молитву преподобному Пафнутию и прося его ходатайства за нас пред Господом. После купаний лица у всех подобрели  и преобразились.

   Постепенно погода начала меняться, налетели обложные тучи и начал накрапывать мелкий дождик. В это время послушник Илья пригласил нас посетить колокольню монастыря, с которой нам открылись прекрасные виды на прилегающие к обители деревни, дачи, рощи, речки. Интереснее всего было рассматривать строения самого монастыря с высоты птичьего полета. Общая длина монастырских стен с башнями составляет 673 м, толщиной — в среднем — 4 м, они охватывают площадь равную 1,62 га. Всего башен в крепостных стенах шесть. Юго-восточная сторона монастыря укреплена значительно сильнее. Это вызвано тем, что местность здесь более открытая и большая вероятность быстрого подхода противника именно отсюда. Северная и западная крепостные стены расположены на самом берегу оврага, где протекает речка Истерьма. Здесь же имеются три вырытых пруда. — Эта сторона местности обеспечивает в этом направлении естественную преграду.  Если обходить крепостные стены по часовой стрелке вдоль монастырских стен, то порядок выстроенных башен таков:

Справа от Въездных ворот — Георгиевско-Знаменская (конец 16в.) — первоначально служившая в качестве въездной;

Круглая — самая старая (первая половина 16в.) — меньше других по размерам, с пищальными бойницами для стрельбы прямо по неприятелю на близком расстоянии;

Оружейная башня (конец 16в.) — почти квадратная в плане (8,5?7,9 м), высотой около 26 м. Толщина стен в нижнем этаже — до 2,7 м. Деревянная многосекционная лестница в середине шатра ведет наверх к дозорной башенке. 

Сторожевая (первая половина 17в.) — наиболее мощное крепостное сооружение. Все четыре стороны её выходят за пределы стен только одним углом она уходит внутрь двора. Участок стены от Оружейной башни до Сторожевой имеет наибольшую высоту и толщину. Две эти башни расположены на сравнительно близком расстоянии одна от другой. Здесь самые мощные амбразуры подошвенного пушечного боя, перекрыты они массивными каменными плитами. 

Слева от въездных ворот — Поваренная башня (конец 16в.) — название башни, возможно, объясняется тем, что возле нее во дворе была поварня; высота её составляет 26 м, толщина стен в нижнем ярусе около 3,5 м, а Южный угол башни опирается на огромный булыжный камень;

и дальше, левее, за Погребным корпусом — Тайницкая башня (первая пол. 17в.).

Стены и башни обители глядели на нас как какие-то живые великаны, хранящие память о многих человеческих судьбах и исторических событиях. Даже клумбы с цветами, выложенные в виде креста, в таком виде можно было увидеть только сверху. Глядя на эту величественную красоту, потихоньку мы начинали уразумевать значимость и духовную мощь самого преподобного Пафнутия. Плоды его молитв, подвигов и трудов предстояли перед нашими глазами в своем неотразимом образе. В эти минуты в нас утверждалась надежда, что никакая сила не может победить и разрушить дух, который двигал и укреплял братию Боровской обители в ее борьбе по защите монастыря в трудные и смутные времена и в трудах по благоустройству и восстановлению монастыря.

   Как и любой другой монастырь на Руси, он был связан бесчисленными нитями с внешним миром, реальной жизнью, со всеми её конфликтами, потрясениями, противоречиями. История монастыря тесно переплетается с историей Государства Российского, развитием русской культуры.

Многие русские монастыри были построены в благодарность Господу и Его Пречистой Матери о спасении русского народа. Для увековечивания памяти погибших на поле брани, на Куликовом поле в 1380 году, великий князь Дмитрий Донской строил храмы и монастыри. С великою радостью откликнулся преп. Сергий на просьбу великого князя для избрания и благословения места на постройку храмов. В начале, угодник Божий, пошел пешком в Коломенский край, где и после указанного места, началось строение Голутвина монастыря. Вскоре, старец прибыл и на Боровскую землю. С 1385 года и берет начало своего существования Высоко Покровский Боровский монастырь. Следуя своей традиции преп. Сергий также оставил игуменом ещё одного своего ученика и сродника, блаженного Никиту, который игуменствовал около 50 лет.

Архимандрит Никита лично сам стал духовно руководить и воспитывать в благочестии юного Парфения, который не только видел, но и делил со своим учителем труды и злострадание, подвиги и поты и худость разную, приобретал твердую к Богу веру и любовь, а также крепкую надежду к Пречистой Богородице.

   Преподобный Пафнутий Боровский родился в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска, и при крещении был назван Парфением. Его отец Иоанн был сыном крестившегося татарина-баскака Мартина, мать Парфения носила имя Фотиния, 20-ти лет Парфений оставил родительский дом и в 1414 году принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком от настоятеля Маркелла. Много лет подвизался инок Пафнутий в обители. Когда скончался настоятель монастыря, братия избрала его игуменом. Святитель Фотий, митрополит Киевский и Московский, рукоположил преподобного в священный сан (около 1426 г.). Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником. На 51-м году жизни он тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. После выздоровления в день святого великомученика Георгия Победоносца (23 апреля 1444 года) ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы. Вскоре на новое место к нему стала собираться братия. Число иноков быстро возрастало. Был построен новый каменный храм, вместо прежнего деревянного, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники. Преподобный Пафнутий подавал пример братии, ведя строгую жизнь: келья его была беднее всех, из пищи брал худшее. В понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения. Из общих работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, в то же время первым приходил на церковную службу.

До наших дней сохранился рассказ, написанный иноком Досифеем Топорковым со слов преп. Пафнутия, наглядно подтверждающий  дар рассуждения духовного. Случилось одному из братии отлучиться по делу монастырскому в соседнее селение, по искушению диавольскому, впал он в плотской грех. В ту же ночь, когда преподобный Пафнутий по обычном своем правиле преклонился ко сну, было ему извещение о согрешившем брате: увидел он прекрасный вертоград, украшенный плодовитыми древами и утешался их красотою; одно из них благолепное, привлекло взоры и внезапно древо сие, исторгшись с корнем, пало на землю. Огорченный столь нечаянным падением, забыл он радость свою о других и устремился поднять падшее, но едва только утвердил, как дерево опять упало; и в другой раз поднял его блаженный и глубже окопал землею, но едва мог утвердить, потому что от сильного ветра преклонилось оно до земли. Воспрянув от сна, уразумел преподобный таинственный смысл сего видения и опечалился, ибо под видом вертограда узнал свою обитель и братию в плодовитых деревах, насажденных в дому Божием; исторженное же дерево знаменовало падшего брата, требующего много трудов отеческих, чтобы ему опять восстать. Когда возвратился инок после своего послушания, покрытый мрачным облаком позора, не решился исповедать отцу, гибель души своей и не смел, взирать на лицо его, но сам преподобный, видя инока в смущении, рассказал бывшее видение и, как добрый врач, настоял, чтобы болящий открыл ему душевную свою язву. С большим трудом смог склонить брата к исповеданию тайного греха и долгое время, прилагая духовное врачевство к его язве, возбудил, наконец, не только покаяние, но и удержал от отчаяния, укрепив надеждою на милосердие Божие. Так заботился он о чадах своих и, подражая доброму пастырю Христу, на рамена свои принимал заблудшие в горах овцы и, как муж сильный, носил на себе немощи немощных, все, умягчая с отеческою любовью.

Устроитель богатой и многолюдной обители Пафнутий умел себя держать с достоинством. Есть свидетельство, что некоторым современникам не нравилась его независимая речь. Он не смущался перед сильными, и не входил в сообщение с теми, кем двигала гордыня. При всем при том у него было много мягкости; так ученикам его была памятна добродушная улыбка наставника. В молодых, ещё неискусившихся постриженниках Пафнутий принимал заботливое участие и добродушно относился к ним.

    У одного из учеников преподобного болел глаз. Больной, сильно страдая, усиленно искал лекаря. Святой же дал ему свои четки и приказал тысячу раз произнести молитву Иисусову. Но понуждаемый сильными страданиями больной едва исполнил половину приказанного числа. Произнеся полтысячи раз молитву и заметив исцеление своего глаза, инок от радости с поспешностью пошел к преподобному, чтобы сообщить ему о своем выздоровлении. Но прозорливый старец опять повелел ученику возвратиться к себе для окончания заповеданного числа молитв.

Преподобный был очень милостив и нищелюбив. Проповедуя милосердие словом, подвижник осуществлял эту добродетель на деле. В Боровской стране случился сильный голод и преподобный усердно питал в обители своей голодающих, приходивших из окрестных сел. Так собиралось ежедневно до тысячи человек, даже более, и милосердый подвижник истощил все запасы монастыря. На следующий год Господь послал умножение плодов земных.

Одною ночью пришли к обители преподобного воры и, захватив трех рабочих монастырских волов, пасшихся в окольном лесу, хотели вести их к себе домой. И вдруг они заблудились, и ходили подобно слепым вокруг обители. С наступлением утра воры хотели убежать без волов. Но невидимая сила Божия связала их, и они не могли отойти от похищенного скота, пока разыскивавшие его монастырские работники не нашли их и не привели затем к преподобному. Он же, дав им наставление не присвоять чужого, повелел накормить воров и отпустил их с миром.

Преподобный Пафнутий дожил до глубокой старости, до 83 лет, из которых 63 года он провел в иноческих подвигах. Отрекшемуся от всех утех земных, живущему лишь для Бога и для вечности, преподобному оставалось только освободиться от всего временного и перейти к тому вечному, уготованному Богом для любящих Его, чего «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку» (1Кор.2:9).

   За неделю до смерти преподобный предсказал свою кончину. Исполнив последнюю молитву и благословив братию, он отошел к Богу 1 мая 1477 года. Преподобный Пафнутий был последователем Преподобного Сергия игумена Радонежского.

Покидая Пафнутие-Боровский монастырь, мы надеялись, что когда-нибудь еще приедем сюда. Далее наш путь лежал в г. Малоярославец, что в получасе езды от г. Боровска. В этом маленьком уютном городке находится Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь. Выходя из автобуса под раскаты грома, предвещавшего грозу, мы устремились к воротам обители в надежде укрыться там от приближающего дождя.

В то время, как Пафнутье-Боровский монастырь представляется исконно русским и по архитектуре и по стилю росписи храмов, то Свято-Никольский Черноостровская обитель имеет в себе не мало элементов европейской культуры Нового времени. Комплекс зданий монастыря сформировался в середине ХIХ века. В него входили 3 храма: Никольский собор, построенный в память победы русских войск в войне с Напалеоном, с храмом в честь Всех Святых и храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. На хорах Никольский собор имеет придел в честь Преображения Господня. Высота храма 47 метров. Купол опирается на 4 колонны, середина храма образует обширную ротонду. Рядом с входом на хоры располагалась монастырская библиотека. К собору примыкает паперть, от которой ведет лестница к нижней площадке монастыря.

Используемый в богослужении знаменный распев, еще раз напомнил нам о древней православной культуре. Начиналась вечерня и пасхальные песнопения, наполняли храм и уносили наши души куда-то очень высоко и далеко, так что многие из наших паломников остолбенели и замерли от окружающей красоты и пения хора в три голоса знаменным распевом. Создалось полное ощущение, что мы попали просто в другой мир. Все погрузились в молитву, не хотелось даже пошевелиться, чтобы не упустить ни единого звука, воспроизводимого в храме. Пасхальные песнопения перенесли нас в ту незабываемую Пасхальную ночь на службу в наш дорогой каждому сердцу прихожанина Никольский храм в с. Васютино. Может душа имеет некую духовную память, которая все сохраняет и складывает в сердце до определенного времени?

В это время гроза была уже в полном разгаре. Благодаря молитвенному настроению, царящему в церкви, мы чувствовали себя необычайно защищенными, как бы на борту огромного корабля, за границами которого бушевал ужасный шторм. Вот начали читать шестопсалмие. Строки псалмов, сопровождаемые раскатами грома и стуком воды, обрушившейся с неба, глубоко трогали сердце и производили в нем неописуемые действия. Так спокойно и безопасно мы чувствовали себя в эти минуты здесь. Заметно было и то, что сестры монастыря были очень рады нашей группе, неожиданно наполнившей пустой храм в такую непогоду. Хотя они молчали, но их лица сияли какой-то внутренней красотой и любовью. Да, самое красивое, что есть на свете – это душа человека, вероятно потому, что в ней отражается образ Божий! По окончании чтения шестопсалмия мы приложились к святыням монастыря. В Никольском соборе имеются следующие святыни: резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня, частица мощей святителя Николая в ковчеге, привезенная в 2001 г. в дар из г. Бари, стопа преподобного Антония (Путилова), старца Оптинского и другие.

В 1812 г. территория монастыря стала местом решающего сражения в войне с Напалеоном. В этой битве по разным оценкам  погибло от 6000 до 8000 русских воинов. От военных действий монастырь сильно пострадал. Все его здания были выжжены, сохранились только главные врата, испещренные картечью, но написанный на них Нерукотворный Образ Спасителя Божиим чудом остался невредим. За последующие 10 лет Свято-Никольский монастырь был полностью восстановлен.

К назначенному времени, все вернулись в автобус и мы, бросив прощальный взгляд на возвышающиеся купола монастырских храмов, над которыми во все небо еще продолжали вспыхивать ломаные молнии, тронулись в обратный путь. Прощаясь друг с другом, мы желали всем всего хорошего и благодарили Господа за эту поездку. Несмотря на усталость, мы напитались какой-то духовной жизненной силой и бодростью. Блестящие от радости глаза и умилительные улыбки означали, что поездка удалась и надолго запомниться ее участникам.

Людмила Козлова
прихожанка Никольского храма с. Васютино