Житие отца Константина

Житие священномученика Константина Успенского,
пресвитера Васютинского

Священномученик Константин Васильевич Успенский родился 9 апреля 1872 года в селе Алексеевском Московского уезда Московской губернии в семье псаломщика. В 1892 году он окончил Московскую Духовную Семинарию и был назначен учителем Николо-Богоявленского училища Московского уезда. Вскоре он женился на Анне Петровне Делицыной, дочери священника Николаевской церкви Богородского уезда.

Николаевская церковь была выстроена на погосте, у деревни Васютино, на границе двух губерний — Московской и Владимирской; приход ее составляли крестьяне четырех деревень: Васютина, Дальней, Алексеева и Головина, находившегося во Владимирской губернии- Места эти были болотистые, и сообщение с ними было затруднительным, до тех пор пока не была построена узкоколейка, соединившая Васютино с Глуховым.

Предшественник священномученика Константина (и его тесть) отец Петр Делицын был пастырем с подлинно русской широтой ума и сердца. Служа в патриархальном Васютине, он всей душой сочувствовал немецкому кайзеру, в действиях которого видел силу, противостоящую разрушительным стихиям современной жизни, способную угасить пожар разгорающейся революционной смуты.

14 апреля 1895 года священник Петр Делицын, согласно прошению, был уволен за штат, а 18 июня того же года к Николаевской церкви был рукоположен во иерея епископом Анатолием отец Константин Успенский.

Более сорока лет служил отец Константин в Николаевской церкви и в эти годы явил себя добрым пастырем вверенных ему Господом словесных овец. Николаевский храм имел благолепный вид, и всякий входящий в него видел. что служащий в нем священник имеет ревность о Доме Божием.

Местные крестьяне жили небогато, сельский быт их отличался незатейливостью и суровой простотой. Фруктовых садов вокруг ни у кого не было. их развели после Великой Отечественной войны- Отец Константин насадил у своего дома яблоневый сад, и в праздник Преображения Господня спелые плоды из его сада в больших корзинах приносились в храм и после освящения раздавались прихожанам.

Яблоки из батюшкиного сада были любимым лакомством сельской детворы. Когда умерли супруги Ефимовы, оставив после себя малолетних сирот, отец Константин, навещая их, неизменно приносил яблоки из своего сада: летом спелые и румяные, а зимой — моченые.

Соблюдая свою паству в вере и благочестии, он стремился к тому, чтобы вся жизнь пасомых освящалась Святой Церковью, чтобы чувствовали они веяние Духа Святаго. В праздники Рождества Христова, Сретения Господня, во дни Святой Пасхи и Пресвятой Троицы, в престольные Никольские праздники он служил молебны в домах своих прихожан. Многих и очень многих он крестил, венчал, исповедовал, приобщал Святых Христовых Тайн и напутствовал перед кончиной. Каждую чету после венчания в венцах провожал до дома, усопших провожал из дома в храм для отпевания и затем до могилы. Весной, в праздник великомученика Георгия, у часовни батюшка перед выгоном кропил домашний скот.

Вскоре после своего рукоположения, 11 (22?) сентября 1895 года. отец Константин был назначен законоучителем Васютинского приходского земского училища, а 18 мая 1902 года — заведующим и законоучителем приходской школы грамоты в деревне Дальней. От отца Константина его паства получали первые знания о Боге и православной вере.

Еще в начале своей пастырской деятельности отец Константин присоединил к православию трех человек из числа раскольников-старообрядцев. Об одном из них, его семье и потомках он имел особое попечение. Когда внучка обращенного им в православие Константина Таня приходила в храм, батюшка, давая ей для целования святой крест, обязательно спрашивал: «Как папаня, как маманя, как бабушка?»

Усердное служение Церкви было отмечено не раз епархиальным началь­ством: в 1901 году отец Константин был награжден набедренником, в 1906-м — фиолетовой скуфьей, в 1913-м — камилавкой, а в 1921 году ко дню Святой Пасхи он был награжден синодским золотым наперсным крестом. В последующие годы он был возведен в сан протоиерея и награжден палицей.

У отца Константина была большая и дружная семья: сыновья Борис и Леонид и дочери Елена, Валентина, Александра и Руфина. Старшие дочери до замужества учительствовали в Васютинской школе.

Поучительным для пасомых был и семейный быт священнической семьи. Дом у батюшки был добротный, с разными хозяйственными пристройками, была у него и корова, и лошадь, и сад с пасекой. Помощников в хозяйстве отец Константин и его семья не имели: сами жали, сами молотили, косили и сушили сено.

Во всем отец Константин был примером для своих прихожан: в вере, простоте, незлобии, благодушии, трудолюбии и трезвенном житии, и поэтому, когда настали времена гонений на православную веру, Господь даровал Своему рабу, «благому и верному» (Мф. 25, 21), мученический венец,

Революция 1917 года ознаменовалась в Васютине пожарами: движимые завистью, подстрекаемые разливающейся повсюду человеконенавистнической злобой, крестьяне поджигали друг у друга дома.

В 1930-е годы в Васютине был организован колхоз имени Седьмого съезда Советов.

Местная школа, где сельские дети некогда постигали основы грамоты и Закон Божий, стала местом проведения собраний атеистов. В декабре 1935 года заведующая Васютинской школой организовала в ней чтение доклада на антирелигиозную тему. Отец Константин в положенное время начал совершать богослужение в церкви, и народ слушать речи безбожников не пошел, а собрался в храм на общую молитву.

В июле 1936 года отец Константин по приглашению прихожан деревни Алексееве служил в их домах молебны о ниспослании дождя, но был силою изгнан оттуда местным безбожником.

Когда был запрещен колокольный звон и в церквах стали снимать колокола, нашлись и в Васютине молодые люди, не устрашившиеся нанести поругание храму, в котором сами они приняли святое крещение. Но «Бог поругаем не бывает» (Тал. 6, 7): все они вскоре погибли лютой смертью. Тогда же от неизвестной причины в Васютине начался пожар, в котором сгорело двадцать четыре дома.

Отец Константин видел, что зло сатанинское набирает силу, что молодое поколение теряет связь с Богом и Церковью, что овцы словесные не слушают более голоса своего пастыря и расходятся по распутиям мира сего, лежащего во зле. Предчувствовал он, что крестные страдания ждут и его самого, и готовился к ним.

Ко времени ареста отца Константина в 1937 году в Васготине жил его старший сын Борис и матушка Анна Петровна, дочери, кроме младшей — Руфины, были замужем и жили в Москве,

В начале октября 1937 года были опрошены лжесвидетели, «с малолетства» знавшие отца Константина. По их «показаниям» отец Константин и его сын Борис в ночь с 5 на 6 ноября были арестованы. Увозили их из Васютина в тюрьму города Ногинска по узкоколейке на дрезине рано утром- В это время дочь обращенного отцом Константином в православие старообрядца Марфа возвращалась с ночного дежурства домой. Увидев, что батюшку арестовали, Марфа заплакала. Отец Константин подошел к ней, погладил ее по голове и сказал: «Не плачь, дочка, время сейчас такое».

Отец Константин был обвинен в том, что «ведет систематическую анти­советскую агитацию», «сгруппировав вокруг себя контрреволюционный элемент деревни». 10 ноября 1937 года он был допрошен начальником Павлово-Посадского районного отделения УНКВД младшим лейтенантом госбезопасности Пелькеном.

Фотография из дела отца Константина

— Следствие располагает материалами, изобличающими Вас в том, что Вы, будучи антисоветски настроенным, занимались антисоветской деятельностью, направленной на срыв мероприятий, проводимых партией и правительством. Признаете Вы себя в этом виновным?

— Виновным себя в этом я не признаю. Антисоветской деятельностью я никогда не занимался-

— В августе месяце 1937 года в церкви, во время службы, Вы раздавали яблоки верующим?

— Да, яблоки в августе месяце сего года в церкви я раздавал верующим.

— С какой целью была организована раздача верующим яблок?

— В этот день был религиозный праздник Преображение. По нашему цер­ковному Уставу в этот день полагается освящать в церкви яблоки и раздавать верующим.

— Что Вы говорили верующим, раздавая яблоки?

-Яблоки я раздавал молча и ничего не говорил.

— Раздавая яблоки верующим. Вы допустили тогда антисоветские вы­сказывания, заявляя, что колхозные яблоки от сатаны. Это Вы признаете?

— Этого я не говорил. Я утверждаю, что при раздаче яблок я ничего не говорил, а раздавал их молча.

— В сентябре месяце 1937 года Вы, собрав около церкви колхозников, говорили им, что на работу в колхоз выходить не надо, мотивируя это тем, что это не дело верующих.Вы это подтверждаете?

— Нет, я это не подтверждаю. Никогда ничего подобного никому я не говорил.

— Вы убеждали колхозников, что если они не будут посещать церковь, то не будет урожая. Это Вы признаете?

— Возможно, я так говорил, но сейчас я не помню этого.

— Вы колхозникам говорили, что если они в праздничные дни будут работать в колхозе, то урожая не будет. Это верно?

— Нет, я колхозникам никогда этого не говорил.

— Вы неоднократно высказывали пораженческие настроения. Признаете себя в этом виновном?

— Нет, виновным себя в этом не признаю. Пораженческих настроений я никогда не высказывал. <..,>

— Кого имеете из родственников или знакомых, репрессированных органами НКВД?

— Репрессированных органами НКВД как родственников, так и знакомых никого нет.

— Кто у Вас есть знакомые, проживающие в городе Москве?

— У меня в Москве знакомых никого нет… в Москве проживают мои дети: сын Леонид Константинович Успенский- работает по строительству кузнецом, дочь Валентина Константиновна Иванова, работает кассатором на Ленинских горах и дочь Александра Константиновна Кулакова, работает на девятом почтовом отделении в бюро жалоб. Руфина Константиновна Успенская работает на Военно-обозном заводе статистиком.

— Кого имеете из родственников за границей?

— За границей из родственников никого не имею.

— Следствие располагает материалами о том, что Вы занимаетесь антиколхозной агитацией, по этому вопросу требуем от Вас откровенных и правдивых показаний.

— Никакой антиколхозной деятельностью я не занимался.

— В сентябре месяце 1937 года Вы, собрав около церкви колхозников, говорили им, что на работу в колхоз выходить не надо, мотивируя это тем, что это не дело верующих; по этому вопросу требуем от Вас откровенных показаний.

— Нет. я нигде не собирал верующих и никогда ничего не говорил по отношению невыхода на работу в колхоз.

— Скажите, а что Вы говорили колхозникам по отношению выборов в Верховный Совет?

— По отношению выборов в Совет я никогда ничего не говорил.

— Следствие располагает материалами о том, что Вы ведете пораженческую агитацию,   распространяете   клеветнические   слухи   по   отношению   к республиканской Испании.

— Нет, никакой пораженческой агитации я не вея и никаких слухов не распространял.

— Что Вы говорили колхозникам по отношению уборки картофеля урожая 193 7 года?

— Я говорил колхозникам, что они медленно производят уборку картофеля, а что касается против уборки картофеля — я ничего не говорил-

— Скажите, Вы говорили колхозникам, что если они будут работать в религиозные праздники, то урожая у них не будет?

— Нет, этого я никогда нигде не говорил. Больше показать ничего не могу…

12 ноября 1937 года начальник Павлово-Посадского районного отделения УНКВД младший лейтенант госбезопасности Пелькен в обвинительном заключении по следственному делу священника Константина Васильевича Успенского написал, что последний, «будучи антисоветски настроенным, систематически среди колхозников вел антисоветскую агитацию, направленную на срыв мероприятий, проводимых партией и правительством» и постановил направить следственное дело на рассмотрение тройки при УНКВД СССР по Московской области. 21 ноября 1937 года тройка при УНКВД СССР по Московской области на своем заседании постановила «Успенского Константина Васильевича расстрелять».

25 ноября священномученик Константин Успенский был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

Николаевский храм был закрыт и подвергся поруганию, многие десятилетия не приносилась в нем Безкровная Жертва. Но молитвенным предстательством мученически убиенного святого пастыря отца Константина возродилась в Николаевском храме литургическая жизнь, спеется дело духовное, с покаянием возвращаются к Богу те, кого некогда пестовал от святой купели сам священномученик. Духовными чадами отца Константина стали и те, кто никогда не видел его телесными очами, но очима духовными познал образ великого пред Богом скромного труженика на ниве Христовой.

История возрождения храма начинается с 1990 года. К этому времени здание церкви, использовавшееся в годы лихолетья под общежитие, клуб, магазин, склад химических удобрений, было приведено почти к полному разрушению. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в День Святой Троицы 1990 года под разрушенными сводами был отслужен первый молебен и начались восстановительные работы. А 19 декабря 1990 года в день памяти святителя Николая Чудотворца центральный купол храма был увенчан Святым Крестом. Храм ожил и стал местом возрождения церковной жизни.

С самых первых дней  восстановления храма и возрождения при нем церковной жизни стали собираться сведения о последнем настоятеле храма до его закрытия и поругания – отце Константине. В то время еще были живы те, кто помнил о Константина при жизни. Именно их свидетельства легли в основу жизнеописания о. Константина и стали частью его Жития.

Тогда же в 1990-е годы были установлены время и место его кончины – 25 ноября 1937 года на Бутовском полигоне. В память священномученика Константина и всех новомучеников и исповедников Российских на территории храма был воздвигнут Св. Крест, в основании которого положена земля, привезенная с Бутовского полигона.

Этот день стал днем особого молитвенного поминовения о. Константина, а после его прославления в сонме Новомучеников и исповедников Российских (2000 г.) – днем его почитания. Более того, день памяти священномученика Константина (Успенского) стал днем общего празднования новомучеников Павлово-Посадских.

На территории храма сохранился небольшой деревянный дом, сооруженный на месте и, возможно, на фундаменте дома приходского священника, в котором жил о. Константин со своей семьей. Рядом с этим домом растет и до сих пор плодоносит очень старая яблоня – одна их тех, что были высажены еще о. Константином. В память об отце Константине на территории храма усилиями прихожан был высажен яблоневый сад.

Поскольку одним из пунктов обвинения о. Константина стала раздача им яблок на Преображение – в Никольском храме д. Васютино сложилась традиция раздавать в этот день яблоки из приходского сада как благословение о. Константина.  Эта традиция получила дальнейшее развитие. Т.к. яблоки старой яблони (по всей видимости, выросшей от корней яблонь священномученика) поспевали слишком рано и плохо сохранялись, было принято решение варить из них варенье и угощать ими богомольцев в праздник Преображения. Варенье сваренное прихожанками храма и раздаваемое в день Преображения в храме стало неотъемлемым атрибутом этого праздника в Никольском храме д. Васютино.

26 мая 2013 года, в четвертую Неделю по Пасхе, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Никольского храма. По окончании богослужения Владыка посетил воссозданный руками прихожан и воспитанников воскресной школы яблоневый сад на территории Никольского храма. В память о настоятеле храма священномученике Константине Успенском, которому была вменена в вину раздача яблок из собственного сада на праздник Преображения, митрополит Ювеналий посадил яблоню в приходском саду.

В расположенном близ д. Васютино городе Электрогорске в честь священномученика Константина была названа улица, на которой расположен храм. Начало церковной жизни этого молодого подмосковного города действительно тесным образом связано с именем о. Константина. В 1913 году отец Константин как приходской священник освятил закладку храма в поселке Электропередача при электростанции. Начавшаяся Мировая война и последовавшая Революция не дали осуществиться планам по строительству храма. Лишь в 2000 году в городе было начато строительство храма. С 2008 года община Покровской церкви г. Электрогорска при строящемся храме Всех святых в земле Российской просиявших стала самостоятельным приходом, где также сохраняется почитание священномученика Константина.

Таковы основные вехи жизненного пути, мученического подвига и местного почитания священномученика Константина, пресвитера Васютинского.

Прихожанка Николаевского храма Юлия посвятила священномученику стихи:

Храм-мученик, святой наш храм!
Он был растерзан и убит.
В день Вашей памяти, отец,
В моей руке свеча горит.

Вас помнят, батюшка, у нас:
Ваш труд, молитву, доброту
И просвещенную Христом
Души высокой красоту.

Вы, отрекаясь от себя,
К голгофе за Христом пошли
И Вашей кровию святой
Вы Родину свою спасли.

Священномучениче Константине, моли Бога о нас.