Архивные материалы об отце Константине

Молитвословил и крестил

25 ноября — День памяти первого электрогорского батюшки — новосвященномученика Константина, последнего настоятеля Никольской церкви с.Васютино перед ее закрытием богоборческой властью в 1937 году. Наше небольшое повествование — о Богородском уезде в 1890-е годы, в состав которого тогда входили наши земли и весь Павлово-Посадский район, об исторических документах, касающихся Московского уезда, где родился самый близкий небесный покровитель наших мест, и о первых годах священнического служения батюшки Константина — включает архивные документы, найденные в последнее время в Центральном Историческом Архиве г. Москвы.

Константин Васильевич Успенский, будущий святой новомученик, как рассказывает его житие и свидетельствуют заполненные его рукой «Ведомости о церкви Николаевской, что на Мху у Пруда, Богородского уезда, Благочиния 1-го округа», родился в селе Алексеевском Московского уезда Московской губернии в семье псаломщика 9 апреля 1872 года. Об отце святого Константина, Василии Михайловиче, найдены записи в учетной книге (1845–1871 гг.) храма в честь Тихвинской иконы Пречистой Девы села Алексеевского Московского уезда: с 1866 года по 1871 год упоминается «дьячек Василий Михайлов Успенский» (ЦИАМ, ф. 2132, оп. 1, д.7).

Окончив в 1892 году Московскую Духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда, где обучался богословским, философским, словесным наукам, латинскому и греческому языкам, о. Константин получил назначение учителя Николо-Богоявленского училища Московского уезда. Вскоре он женился на Анне Петровне Делицыной, дочери настоятеля храма святителя Николая, что в Кунье на Мху.

«Священник Петр Афиногенов Делицын — повествует клировая ведомость Никольского храма (ЦИАМ, ф. 2127, оп. 1, д. 466) — состоял на службе с 1855 года декабря 12-го дня при Космодамианской церкви Подольского уезда и в 1881 году марта 1-го дня переведен к сей церкви. Поступил за штат 1895-го года апреля 23-го дня» согласно прошению.

 Во священники Никольской церкви 18 июня 1895 года был рукоположен о. Константин Успенский. Прихожанами церкви были жители селений Богородского уезда Буньковской волости: Иванькова  (120 крестьян в 1897 г., 129 — в 1901 г.), Васютина (крестьян 264 человека в 1897 г., а в 1901 г. —  292), Алексеева (313 крестьян в 1897 г., 327 — в 1901 г.), Дальней (крестьян 194 человека в 1897 г., а в 1901 г. — 214) и жители сельца Головина Владимирской губернии Покровского уезда Финеевской волости (крестьян 601 человек в 1897 г., 618 — в 1901 г.), а также мещане (16 человек в 1897 году, 29 — в 1901 году), и в приходе значились раскольники поповщинского толка в деревне Алексееве (40 человек в 1897 году, 34 — в 1901 году) — ЦИАМ, ф. 2127, оп. 1, д. 323 и 466.

В архиве сохранилась карта Богородского уезда с границами приходов, составленная в 1896 году (ЦИАМ, ф.723, оп.1, д.2).

Возглавлял Благочиние 1-го округа (куда входили и Никольская церковь, и близлежащая, находящаяся от нее в 10 верстах, Христо-Рождественская при озере Данилищеве) протоиерей Константин Голубев, известный подвижник-миссионер, многих убедивший в истинности Православия, в марте 1895 года назначенный митрополитом Сергием в Богоявленский собор г. Богородска благочинным и противораскольническим миссионером Богородского уезда — Богородско-Глуховская община старообрядцев была в России второй по величине, — ставший впоследствии одним из первых новомучеников (90 лет назад, в 1918 году, его арестовали и без суда и следствия приговорили к смерти; расстреливая же, нанесли ему только рану и еще живым засыпали в овраге землей. По молитвам к священномученику Константину Богородскому у его нетленных мощей в Богоявленском соборе Ногинска – Богородска подается чудесная помощь, дивное благоухание от них ощущают верующие. Празднование его памяти совершается 2 октября).

Богородский уезд славился текстильным делом, в старинном гербе Богородска изображен «инструмент, которым навивается шелк, в золотом поле, в знак многих шелковых фабрик, находящихся в сем уезде». Отделение зуевской фабрики Саввы Морозова в Богородске его сын перенес в с. Глухово, где к середине 19 века построил механическую ткацкую фабрику, позднее появилась бумагопрядильная фабрика. В 1890 году мануфактура Морозовых имела 100000 прядильных веретен и механических ткацких станков, с производительностью около 15 млн. рублей при 8000 рабочих и 1700 ткачей-кустарей по деревням, 2300 человек работало на торфяных болотах. Вполне вероятно, что в их число входили жители Васютина и его окрестностей, так как была построена узкоколейка, соединившая Васютино с Глуховом, до этого сообщение с болотистыми местами прихода Никольского храма было затруднительным.

И.Ф.Токмаков в «Историко-статистическом и археологическом описании г. Богородска» писал: «…На самой значительной по своим оборотам Богородско-Глуховской фабрике имеется библиотека для служащих и рабочих, выписывающая все русские журналы и газеты и состоящая более чем из 5000 томов… Вообще, рабочие Богородска и окрестностей резко отличаются благообразием, степенностью, пьяных в городе мало, несмотря на соседство фабрик, в городе распространена грамотность. …Рабочие живут с семьями оседло и давно, тогда как на других фабриках рабочие разлучены с семьями, а это есть главное зло… В Богородске шире, чем где-либо в России, кроме как в Москве, развилась частная благотворительность».

Именно Богородское отделение Елизаветинского благотворительного общества, покровительствуемого великой княгиней Елизаветой, впоследствии святой мученицей, было одним из самых деятельных. В 1891 году великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Феодоровна посетили Богородск, молились в Богоявленском соборе и Тихвинском храме, побывали в училище, прогимназии, больнице, фабриках Елагина и Морозовых. «Весь город, а в особенности улицы, по которым следовали Их Высочества, убраны были флагами и в нескольких местах устроены арки с гирляндами из зелени и обвиты материями национальных цветов. Многие дома отличались изящным убранством фасада, гирляндами, материями и флагами… По улицам стоял массами народ в праздничной одежде и восторженно приветствовал Высоких посетителей, — пишет современник. — …Настоятель храма благословил великокняжескую чету. Из собора Их Высочества проследовали в богадельню братьев Елагиных, устроенную на их средства».

Знаменательно, что священномученики Константин Богородский и Константин Успенский начали свое служение в священном сане вскоре после вступления на престол Государя-мученика Николая II.

В память царствования Александра III миротворца в первые годы правления его сына  многие священнослужители были награждены серебряными медалями. В архиве сохранились «Собственноручные росписи священнослужителей Богородского Градского благочиния в получении ими медалей в память Императора Александра III». Медали получили в 1897–1898 гг. и священнослужители Николаевской на Мху у Пруда церкви: диакон Иоанн Постников и заштатный священник Петр Делицын, а в графе подписей остались записи «Получил диакон Иван Постников» и «Вместо заштатного священника Петра Делицына по болезни явиться не могущаго получил и расписался священник Константин Успенский» (ЦИАМ, ф.2127, оп.1, д.35).

В ведомости за 1897 год, составленной по итогам этого года, упоминается в семействе отца Константина «теща его вдова, жена умершаго священника сей церкви, о которой будет сказано в статье о заштатных». В материалах архивного дела о награждении священнослужителей медалями в память царствования Александра III хранятся документы «о выдаче медалей в память Александра III с приложением списка» (ЦИАМ, ф.2127, оп.1, д.35), среди которых находится доверенность на получение медали священника Христо-Рождественского храма, датированная 5-м марта 1897 года. Исходя из этих документов, можно предположить, что для священника Петра Делицына медаль была получена приблизительно в то же время и именно в 1897 году заштатный священник Николаевской на Мху у пруда церкви Петр Делицын отошел ко Господу.

Некоторые результаты деятельности батюшки Константина, преемника отца Петра, нашли отражение в «Ведомостях о церкви Николаевской, что на Мху у Пруда». Так в ведомости за 1901 год (ЦИАМ, ф.2127, оп.1, д.466) есть запись: «Со времени служения в священном сане /1895 г./ присоединено к Православной Грекороссийской Церкви из раскола поповщинской секты 3 человека». Поскольку в ведомости за 1897 год (ЦИАМ, ф.2127, оп.1, д.323) о присоединении не упоминается, то, вероятно, сами таинства Чина присоединения к Православию трех человек были совершены батюшкой Константином  в период с 1898 по 1901 год.

Ирина Бондаренко