Краткая история восстановления Никольского храма

что в Кунье на Мху у Пруда
(ныне д. Васютино).

Самые ранние сведения о Никольской церкви, «что в Кунье на Мху, у пруда» (ныне с. Васютино), найденные на сегодняшний день, относятся к 1585 году. В то время на погосте стояла деревянная церковь с престолом в честь свт. Николая Чудотворца, с иконостасом с иконами древнего письма.

В 1787 году на месте обветшавшей деревянной церкви усилиями прихожан была возведена одноименная каменная церковь с приделом в честь прп. Сергия Радонежского. Новая церковь была построена из кирпича, оштукатурена, некоторые элементы декора и цоколь были выполнены из белого камня. Композиция здания продольно-осевая: алтарная апсида, храм, трапезная, колокольня. Двухсветный четверик храма несет световой восьмерик, завершенный глухим барабаном; колокольня четырехъярусная; придел примыкает к трапезной с северной стороны. Это характерный для Подмосковья образец сельской приходской церкви с храмом типа «восьмерик на четверике», выполненный в стиле раннего классицизма с элементами барокко.

В юго-западном углу церковной ограды в конце Х1Х в. была воздвигнута часовня в память Чудесного события 17 октября 1888 года (чудесное спасение Государя Императора Александра III и всей Царской семьи при крушении поезда в Борках).

     В пору гонений на веру Христову храм разделил судьбу Русской Православной Церкви. Причисленный ныне к лику святых новомучеников и исповедников Российских настоятель Никольской церкви протоиерей Константин Успенский, прослуживший здесь более 40 лет, был арестован и расстрелян 25 ноября 1937 года на Бутовском полигоне НКВД. В память священномученика Константина и всех новомучеников и исповедников Российских на территории храма воздвигнут Святой Крест, в основании которого положена земля, привезенная с Бутовского полигона.

     История возрождения храма начинается с 1990 года. К этому времени здание церкви, использовавшееся в годы лихолетья под общежитие, клуб, магазин, склад химических удобрений, было приведено почти к полному разрушению.

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в День Святой Троицы 1990 года под разрушенными сводами был отслужен первый молебен и начались восстановительные работы. А 19 декабря 1990 года в день памяти святителя Николая Чудотворца центральный купол храма был увенчан Святым Крестом. Храм ожил и стал местом возрождения церковной жизни.

Первая задача, которая стояла перед приходом: создать необходимые условия для скорейшего начала совершения регулярных богослужений. Переданные приходу руины некогда красивого храма были захламлены десятками тонн брошенных химическими удобрений. В течение всего лета 1990 года прихожане храма разбирали и расчищали завалы внутри храма. Первоначально, вынесенные удобрения, складировали на территории храма, впоследствии весь мусор специальным транспортом был вывезен. Одновременно с расчисткой завалов были установлены строительные леса и начаты работы по воссозданию кровель храма, т.к. к 1990 году кровли храма были полностью утрачены. Из-за отсутствия кровель, частично утраченных сводов, открытых дверных и оконных проемов атмосферная влага в течение десятилетий беспрепятственно проникала в храм,  создавая растворы  химических удобрений, которые в свою очередь пропитывали стены, своды, и, из-за отсутствия покрытий полов, грунт внутри храма на глубину более 4-х м.  

Начало восстановительных работ. Лето 1990 года

Для предотвращения дальнейшего разрушения храма нужно было провести работы по хотя бы минимальной консервации несущих конструкций здания храма. Для этого нужно было восстановить кровли и закрыть оконные и дверные проемы, что и было сделано. Для просушки стен и сводов в храме были установлены электрокалориферы большой мощности. Атмосферная влага и растворы химических удобрений в парообразном состоянии частично выходили из конструкций во внутренний объем храма. Для удаления вредного пара храм постоянно проветривали. Оставшуюся влагу и растворы удобрений удаляли вместе с кирпичом, производя «выченку» — замену старой кирпичной кладки на новую.

«Выченку» необходимо было проводить и из-за утраты несущей способности кирпичной  кладки под воздействием агрессивной среды. Кирпич буквально распадался в пыль от небольшого прикосновения, а известковый раствор, связывавший кирпичную кладку, крошился. Местами «выченку» приходилось проводить до 3-х и даже иногда до 4-х раз т.к. новый кирпич быстро напитывался химически активными растворами от соседней старой кладки.

Для начала богослужений был выбран небольшой по размерам придел преподобного Сергия Радонежского. В нем легче было сохранить быстро исчезающее в зимний период тепло от «элетропушек». Легче было и проветривать помещение. В приделе были настелены временные деревянные полы по деревянным лагам, что, очевидно теперь, было ошибочно, т.к. грунт под полами был напитан все теми же растворами химических удобрений и, просыхая, «парил». В приделе был устроен временный иконостас с иконами, изготовленными фотоспособом. Регулярные богослужения  стало возможно служить только с Пасхи 1992 года, и то после каждого богослужения вся церковная утварь, облачения, временные престол и жертвенник выносились из храма, поскольку от просыхающих стен и сводов постоянно осыпались частицы кирпичной кладки, а нередко выпадали и целые кирпичи. Одновременно продолжалась реставрация кладки: заделка пробоин, восстановление утраченных участков и «выченка». До 1996 года, когда стало возможным перенести богослужение в основной храм, слово «выченка» было самым распространенным словом в приходе.

Но утраты были значительными не только внутри храма, но и снаружи. Были утрачены или серьезно повреждены верхние части стен, утрачены белокаменные карнизы, декор окон и т.п. В древности гидроизоляцию фундаментов обеспечивали глиняные «замки», в современной терминологии, отмостки. Влажная глина эффективно обеспечивает гидроизоляцию, но в случае пересыхания или повреждения глиняного слоя корнями растений или механически, полностью утрачивает гидроизоляционную способность. Фундаменты храма были напитаны водой и покрыты трещинами, в нескольких местах сквозными. Белокаменные блоки расслоились, раскрошились или полностью отсутствовали.  Полностью отсутствовала горизонтальная гидроизоляция фундамента (традиционно это был утолщенный слой известкового раствора). Фундаменты храма постоянно «подсасывали» грунтовые воды, которые по капиллярам попадали в стены и своды. Чем больше испарялось влаги внутри храма, тем больше грунтовых вод подсасывали фундаменты. С 1992 года по 1998 год приходом были полностью заменены основания фундаментов. Вдоль фундаментов храма рылись глубокие, до 4-х метров глубиной, но короткие, не более 5-ти метров длиной, траншеи. Оголялись основания фундаментов — валуны большого, до 1,5 метров в диаметре, размера. При постройке храма в ХVIII веке эти валуны были между собой пролиты известковым раствором, который со временем был вымыт грунтовыми водами, пронизан насквозь корнями растущих вблизи храма 200-летних вязов и основание храма утратило несущую способность. Для укрепления основания фундамента валуны вручную выкатывались в траншею, очищались, закатывались на свое место и проливались цементным раствором. Впоследствии фундаменты были усилены монолитным железобетонным поясом, охватывающим весь периметр храма. Все ответственные работы выполнялись каменщиками-реставраторами, а тяжелые и многотрудные работы прихожанами храма. Таким образом, было полностью восстановлено основание фундамента, полностью заменены фундаменты храма, на половину толщины фундамента снаружи и наполовину толщины изнутри. Постепенно выполняя выченку кирпичной кладки стен, был полностью заменен (изнутри и снаружи) кирпич стен храма на высоту до 1,8 метра от отметки чистого пола. Весь грунт изнутри храма на глубину до 4-х метров был полностью заменен на новый.

Позже стены внутри и снаружи храма были оштукатурены и окрашены.

Пасха 1999 года

Для обогрева храма была восстановлена калориферная система отопления второй половины XIX века, т.к. монтировать современную систему отопления без магистрального газа (д. Васютино не газифицирована) представлялось нецелесообразным. Отопительные каналы проходят от отопительной камеры с печью большого размера под полом и в сводах до обогревающих отверстий соответственно в полу, в стенах и сводах. По сводам отопительных каналов был устроен «черный» монолитный бетонный пол, чистовое покрытие пола выполнено из мраморной брекчии.

Восстановление калориферной системы отопления храма. Настоятель храма Сергий Шумилов

С некоторыми трудностями столкнулся приход при восстановлении колокольни. Кровля на ней отсутствовала, кружала (стропильные конструкции) сгнили, своды и перекрытия ярусов были обрушены, не было лестниц. Восстановление кровли было выполнено профессиональными реставраторами-кровельщиками. Все же подсобные работы, включая подъем строительного леса для стропильных и лестничных конструкций, выполняли прихожане храма, в число которых входили выпускники и воспитанники детского дома в д. Дальняя, попечение о которых приход нес до его расформирования в 1996 году.

В 1997 году, по оставшимся следам от креплений изначального иконостаса, была смонтирована несущая рама нового восьмиярусного иконостаса Никольского храма. А с 2000 по 2007 год при помощи Павлово-Посадской платочной мануфактуры проводились работы по написанию икон для этого иконостаса заслуженным художником РФ Хопкиным А.Н.. В 2010 году приход приступил к созданию 3-х ярусного басменного иконостаса с традиционными писаными темперой иконами для придела преподобного Сергия Радонежского.  В работе над иконостасом принимают участие иконописец Дмитрий Немков и архитектор Дмитрий Козлов.

Иконостас в центральном приделе храма

С 1996 по 1998 год велись реставрационные работы по восстановлению часовни в память Чудесного события 17 октября 1888 года, расположенной на территории храма, которая представляла собой бесформенную груду обломков. В результате настойчивых поисков в архивах были найдены чертежи проекта 1890 года этой часовни, по которым и удалось восстановить ее в первозданном виде.

Одновременно с восстановлением храма приходом проводились работы по созданию приходской инфраструктуры. В 1996 году приход выкупил дом священника, в котором еще в XVIII веке проживали священники храма и в котором до 1937 года жил с семьей священномученик Константин Успенский.

Начав свою деятельность в строительном вагончике у храма, приход за эти годы построил по проектам архитектора Шумиловой И.Ю. дом причта площадью около 300 квадратных метров с помещениями для воскресной школы и библиотеки, хозяйственный блок и приступил к строительству бытового блока для проведения детских лагерей. Была устроена автономная система водоснабжения и очистки воды. Восстановлена часть исторического Пруда, возобновлен яблоневый сад, некогда насажденный священномучеником Константином Успенским, настоятелем Никольского храма и благоустроена территория храма.

Спустя 23 года, все масштабные восстановительные работы завершены, и храм обрел новую жизнь. Трудами, любовью и молитвами прихожан храма, ныне здравствующих и уже отошедших ко Господу за эти непростые, но радостные для всех потрудившихся во имя Бога и Церкви годы, Никольский храм предстоит в своем подлинном величии и красоте.

Современный вид храма

         26 мая 2013 года, в Неделю о расслабленном, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Никольского храма в деревне Васютино.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

В своем архипастырском слове, владыка Ювеналий поздравил духовенство и молящихся с праздником Святой Пасхи и великим освящением одного из древнейших храмов Павлово-Посадской земли:

«… Мы должны вознести благодарение Господу за то, что Он даровал нам радость сегодняшнего дня — завершение восстановления из руин этого святого храма, его Великое освящение и нашу в нем совместную молитву. … Этот храм разделил судьбу многих храмов, святынь и священнослужителей, которые в годы гонений испытали страдания, мучения и разрушения. Но невозможно, братия и сестры, разрушая стены храмов, разрушить Церковь Христову… И не случайно вы сегодня находитесь здесь, это преемственно от отцов и дедов, от матерей и бабушек ваших, которые не боялись репрессий и страданий, передавая святую православную веру нашу. Вы являетесь православными христианами, чадами Святой Церкви. И сегодня мы вновь и вновь вспоминаем слова Спасителя, сказанные и об этой Церкви: „Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее“ (Мф. 16:18). Наверное, в более благолепном виде сегодня предстоит это храм Божий, восстановленный вашими руками. В эти дни святой Пасхи мы продолжаем вспоминать, как распространялась вера Христова после воскресения Христова. Господь говорил апостолам и их приемникам: „Дела, которые Я творю и вы сотворите, и больше сих сотворите“ (Ин. 14:12). Из книги Деяний мы узнаем, как апостол Петр исцелял болящих, а сегодня читалось повествование о том, как умершую благочестивую женщину Тавифу апостол Петр воскресил из мертвых. И так утверждалась вера Христова. И то, что врата адовы не одолели Русскую Православную Церковь, вселяет в наши сердца надежду, что вера Христова вновь будет процветать в нашей святой земле. Это вера, которая дала миру сонм святых, которая оставила неизгладимый след в жизни, истории, культуре нашего народа будет и впредь оживотворять жизнь нашего народа. С надеждой на помощь Божию мы должны во всех обстоятельствах своей жизни притекать в храм для молитвы, очищать душу свою покаянием, и освящать соединением с Господом в таинстве Святого Причащения.

… Спасибо вам, возлюбленные братья и сестры, что вы продолжили путь наших благочестивых предков, воссоздали храм Божий и теперь являетесь его прихожанами. … Традиция нашего народа известна — мы верим, что святитель Николай помогает и людям даже со слабой верой, помогает прежде, чем мы просим его о помощи. И очень знаменательно, что мы сегодня вместе и одновременно с центральным престолом в честь святителя Николая освятили и придел в честь преподобного Сергия Радонежского. Весь православный мир готовится в будущем году отметить 700-летие со дня рождения преподобного Сергия. И то, что вы совершили, в таком благолепии воссоздав этот придел — это дар ваших сердец, это дар нашей епархии к великому памятному юбилею преподобного Сергия Радонежского».

Владыка митрополит вручил высокие церковные награды духовенству, труженикам и благотворителям храма. Настоятель храма был удостоен медали Московской епархии «За усердное служение» I степени, епархиальной медалью «За жертвенные труды» I степени был награжден один из первых благотворителей Никольского храма В. Н. Островский, епархиальные медали, благодарственные и благословенные грамоты получили жертвователи и прихожане, которые активно участвовали в восстановлении храма. На молитвенную память в дар Никольскому храму Владыка митрополит передал иконописный образ Божией Матери «Казанская».

Владыка посетил воссозданный руками прихожан и воспитанников ЦПШ яблоневый сад на территории Никольского храма в память о настоятеле храма священномученике Константине Успенском, которому была вменена в вину раздача яблок из собственного сада на праздник Преображения. Митрополит Ювеналий посадил яблоню в приходском саду.

Новый корабль флота Московской епархии
спущен в бушующие волны и возобновляет свое плавание.
Да сохранит его Милостивый Господь до скончания века!

Вид на храм со стороны пруда