Исторический архив

К истории Никольского храма д. Васютино Никольская, что на Мху у Пруда, церковь (в Богородском уезде, Московской губернии)[1]

Никольская, что на Мху у Пруда, церковь находиться в 75 верстах от Москвы и 24-х от города Богородска на границе Московской и Владимирской губерний. Название «на мху» усвоено от самой местности. Церковь со всех сторон окружена болотами, топкими трясинами, заросшими мхом; почему в народе до сих пор слывет «Никола за болотом». А название «у пруда» придано ей потому, что при погосте, неподалеку от домов священно- церковнослужителей, находится пруд, заросший в настоящее время травою, вырытый, как уверяет предание издревле, первыми насельниками Никольского погоста.

До открытия Московской губернии в 1782 г. Церковь значилась в Московском уезде, Радонежской десятины, доказательством чего служат сохранившиеся у нас метрические исповедные книги того времени; когда же, с открытием губернии, село Рогожи (от чего получила название и Рогожская в Москве) обращено в город Богородск, она вошла в состав Богородской округи; в 1798 г.перечислена в Дмитровский уезд; в 1802 г. Снова причислена к Богородску.

Храм Святителя Николая «на мху» первоначально был деревянный, доказательством чего служит каменный столб, поставленный на месте престола его; а что он был деревянный, в том уверяют наши сторожилы. Когда и кем построен тот храм, какие в нем были перемены, мы ничего сказать не можем по недостатку документов; одно только хранящееся в нашей церковной ризнице Св. Евангилие (о котором будет сказано ниже) свидетельствует, что деревянный храм здесь существовал и во времена патриарха Никона.

Нынешний каменный храм построен в 1787 году, тщанием прихожан. Престолов в нем два: в настоящей церкви – во имя Святителя Николая, в трапезной – во имя преподобного Сергия. Иконостас в настоящей шестиярусный, с иконами древнего письма, перенесенными, вероятно, из прежнего деревянного храма. Так думать заставляют и сама иконопись и особенно медная риза на местной иконе св. Иоанна Воина, на которой отмечено, что она пожертвована в 1711 году.

В храме особенно чтятся четвероконечный крест, с мощами св. первомученика архидиакона Стефана, великомученика Федора Тирона и пресвитера Василия Анкирского (2 1/8 верш., серебряный с таковою же цепочкою). Он возлагается на больных и своею благодатною силою привлекает богомольцев окрестных селений. Когда и кем он пожертвован в наш храм неизвестно: по внешней форме он походит на кресты, носимые архиереями на персях.

Из священной утвари храма особенно замечательны:

  1. Потир серебряный, вызолоченный, верхняя часть которого обложена серебряною сеткою, а изображения сделаны чернью. Потир, вероятно, пожертвован кем-нибудь в новоустроенный и только что освященный храм, так как в нем вычеканен 1790-й год, а храм освящен в 1787 году; весу в потире и сосудах, принадлежащих к нему, шесть фунтов и тридцать золотников.
  2. Св. Евангелие. Оно напечатано, как значиться в нем, «1654 года, октября 24 дня, в память св.мучеников и мытарей Маркиана и Мартирия, в девятое лето благочестивые державы, царство Его Государя, Царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси Самодержца; во второе лето патриаршества, отца его и богомольца, великого государя, святейшего Никона патриарха Московского и всея Руси». В нашу церковь оно пожертвовано, как видно из подписи по листам, прихожанином сей церкви, деревни Дальней, крестьянином Козмою Андреевым Соколовым, в лето от Рождества Христова 1654 года, при попе Стефане Алексееве.

Из метрических и исповедных книг, хранящихся в церковном архиве, видно, что к приходу сей церкви, до разделения Российской империи на губернии и уезды, принадлежали селения Суздальской епархии: Головино, Кашино и Бынино, в 1789-м году они отчислены в суздальскую епархию, вместо их приписаны деревни: Ожерелово, Никулино, Тимково; после эти деревни снова отошли, но сельцо Головино в 1864 году, по отдаленности от прихода, к которому было причислено, снова приписано к нашей церкви.

Головино с недавнего времени сделалось достопамятным, оно осчастливлено Высочайшим посещением и пребыванием ныне благополучно царствующего Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича. Осенью 1863г. Государь Император соизволил принять охоту, в декабре месяце, вскоре после праздника Святителя Николая, в 11 часов до полуночи он проехал погостом Никольским. Храм был освещен; путь от врат ограды до храма устлан коврами; священно-церковнослужители в облачении  воздали подобающую честь Его Величеству; а народ, с нетерпением ожидавший  его до самой полуночи, возгласил радостное «ура». Пребывание Его Величества в Головине в доме помещика Горенкина продолжалось около суток. Никогда не изгладится из памяти жителей Головина это счастливое время!

Всех деревень в приходе пять, дворов в них 170, а жителей православного вероисповедания 580 душ мужска и 686 женского пола;  раскольников поповщинского толка 20 душ; прихожане православного вероисповедания отличаются теплотою веры и усердием к храму Божьему. Вот доказательство на то. В 1859 году с 4 по 20-е августа в нашей местности горели леса и торфяные болота;  от смрада и дыма нельзя было различать даже и близких предметов; жители выбирались из домов на усадьбы и поля; никакая сила, никакие снаряды не могли потушить пламени. Оставалась одна надежда на Бога. Молились все и молились усердно; совершали кругом полей крестное хождение; и что же? С того самого дня пошли дожди и пламя погасло.

Вот другой случай. В 1869 году июля 17 дня две крестьянские дочери деревни Иваньково, Александра 4-х лет и Степанида 2-х, идя с поля от родителей домой, заблудились в мелком небольшом лесу; родители искали их вечером, искали ночь с фонарями, утром искали всем миром, но не находили. 18-го июля священник по просьбе родителей совершил молебствие на поле, обошел и крестным ходом кругом весь лес и благословил на новые поиски. И, благодарение Богу чудодеющему и в наши времена! Малютки найдены в тех самых местах, в которых несколько раз ходили; ни звери, ни гады, которых много в нашей местности, не коснулись их; они спокойно ночевали под кустом и утром собирали ягоды. Отрадно было после видеть в храме благодарных родителей и чудесно сохраненных малюток!

Продолжим речь о прихожанах. Одна половина их занимается в своих домах фабричным изделием, большею частию бумажным, на разных фабрикантов Богородского уезда; другая плотничною работою преимущественно в Москве. Зажиточных между ними мало; тем более, что сенокосной луговой земли у них нет, а все покосы производятся в топких болотах, в которых растет одна осока; пахотной земли у них мало, так что на долю хорошего семьянина приходиться посева не более двух четвертей, и притом земля песчаная, требующая большого удобрения. Содержание причта от  одних доходов, получаемых за исправление приходских треб, не могло бы быть удовлетворительным, если бы к ним не была присоединена процентная сумма, ежегодно получаемая, по непрерывно доходным билетам (двести двадцать четыре рубля серебром); при этом значительном пособии содержание его удовлетворительно.

В прошедшем столетии церковный причт состоял из священника, дьячка и пономоря; с 1802 года и доныне имеется полный штат; помещается причт в домах собственных, деревянных, отопляется церковным лесом.

Священник Лавр Веселовский

(Московские епархиальные ведомости, 1871г.)
Из ведомости о церкви Никольской, что на мху у пруда, за 1903 год.[2]

Построена в 1787-м году тщанием прихожан с благословения митрополита Платона вместо ветхой деревянной церкви, в настоящее время упраздненной, существовавшей еще при патриархе Никоне, что указывает напрестольное Евангелие.

Зданием каменная с таковою же колокольнею, крыта железом, тверда. Августа 3-го дня 1871 года от близкаго сообщения торфяных болот, горевших в это знойное лето, наружность храма и колокольни обгорела, а церковная ограда испепелилась до тла. Каковые повреждения в настоящее время, благодаря усердным благотворителям, исправлены, и все приведено в настоящий порядок<…>.

Престолов в ней два: 1-й – во имя святителя и чудотворца Николая, 2-й – в приделе трапезной во имя Сергия Радонежского Чудотворца. Храм весь теплый, имеется духовое отопление, устроенное в 1900 году иждивением московского купца, потомственного почетного гражданина Ивана Калинова Зубова. Им же придел в трапезной в 1889 году расширен новою прикладкою. <…>

Земли при церкви: усадебной – одна десятина 2129 кв.саж., пахотной – 33 десятины 441 кв. саж., сенокосной – одна десятина 1386 кв. саж., под мелким лесом – 7 десятин 844 кв.саж., а всего 44 десятины.

Сверх того имеются две пустоши: 1-ая Борисово, Семеново тож, в ней пустопорожней земли 16 десят., 2-ая Кастеново , в ней мелкой заросли и частью сенокосной земли 35 десятин 501кв.саж.

Церковь и при ней кладбище обнесены каменною оградою, в юго-западном углу которой находится каменная часовня, воздвигнута в память чудесного события 17 октября 1888 года. Ограда и часовня устроены в 1889 и 90 гг. усердием богородских купеческих братьев Кирилла и Михаила Онисимовичей Соповых. <…>

В приходе имеется церковная школа грамотности, открытая в 1902 году при деревне Дальней на торфяном заведении Компании Богородско-Глуховской мануфакрутры. <…>

Священник Константин Васильевич Успенский. 31 год, родился в Московской губернии, из духовного звания, сан псаломщика, обучался в Московской Духовной Семинарии наукам: Богословским, философским и словесным, языкам: латинскому, греческому. По окончании в оной семинарии курса наук в 1892 г. С аттестатом второго разряда, произведен по резолюции Митрополита Московского и Коломенского Сергия, Преосвященным Анатолием во священники означенной Церкви (1895, июня 18).

Ставленую грамоту имеет. За усердное служение Церкви Божией Его Преосвященством Митрополитом Владимиром[3] награжден набедренником (1901, 4 сентября). Состоит заведующим и законоучителем приходской Дальнинской школы грамоты (1902, мая 18).

Состоит законоучителем приходского Васютинского земского училища (1895, 22 сентября). Со времени служения в священном сане (1895 г.) присоединено к Православию Греко-Российской Церкви из раскола поповщинской секты 3 человека.

В семействе у него:
Жена-Анна Петровна, 33 г.
Дети: Борис – 7 л., Елена – 5 л. 5 м., Леонид – 2г.8м.
Теща – вдова, жена умершего священника сей Церкви, о которой будет сказано в статьях вдовствующих.


[1] Статья священника Никольской церкви Лавра Веселовского воспроизводится по изданию: Московские епархиальные ведомости, №28, 1871 г. С. 267.

[2] Клировые ведомости церквей Богородского уезда.1903г.  ЦИА г. Москвы, ф. 2127, оп. 1, д.465, лл. 113-114.

[3] Новосвященномученик Владимир Киевский и Галицкий (+1918 г.).