Главная Новости Храм и приход Богослужения Никольский листок Домовый храм Общение Фотогалереи

Фотогалерея

участникипоходапередначаломпохода(ухрама) участникипоходапередначаломпохода(ухрама) участникипоходапередначаломпохода(ухрама) участникипоходапередначаломпохода(ухрама) участникипоходапередначаломпохода(ухрама) участникипоходапередначаломпохода(ухрама) участникипоходапередначаломпохода(ухрама) участникипоходапередначаломпохода(ухрама) участникипоходапередначаломпохода(ухрама)

Никольская церковь что в кунье на мху (ныне с. Васютино)

Ростов Великий и Ярославль


19 - 20 ноября 2010 г.
состоялась двухдневная
приходская церковно-историческая
(паломническая) поездка
в Ростов Великий, Ярославль
и Переяславль-Залесский

 

Дивен Бог во святых Своих

 о приходской
церковно-исторической поездке
по святым местам
Ростовской и Ярославской земли

 

«Некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришёл искать плода на ней, и не нашёл. И сказал виноградарю:

— Вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её. На что она и землю занимает?

Но он сказал ему в ответ:

— Господин! Оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, — не принесёт ли плода. Если же нет, то в следующий год срубишь её…»

(Лук.13:3-9)

Старец Паисий Святогорец в беседе с одной из своих духовных дочерей сравнивает праведников с тучной землей, которая не требует удобрения, но самопроизвольно обильно и щедро плодоносит. Евангельская притча является прямой иллюстрацией к дальнейшим словам старца: мы грешные – как неплодная смоковница – без «навоза» болезней и бед плода покаяния не приносим.

Наша приходская паломническо-историческая поездка 19-20 ноября 2010 года началась затемно: световой день в эту пору очень короток. Несмотря на позднюю осень, снег так и не лег, и кусты сирени явно готовились вновь выпустить листочки.

Ростов Великий… Ярославль… Переславль Залесский… писать о них чрезвычайно трудно и в то же время легко: великое множество прославленных святых, храмов, мест и событий, повлиявших на всю историю Отечества. Нам есть чему поучиться у святых и праведных этой тучной и богато плодоносящей земли: упомяну только о том, что запомнилось, врезавшись в память…

Итак, Ростов Великий. Число его жителей всего в полтора раза больше, чем в Электрогорске. А сколько в нем монастырей, храмов – и сколько благодати!..


На митрополичьем дворе Ростова Великого (Ростовский Кремль)

Впервые в летописи Ростов упомянут за 862 годом, как крупный город на берегу озера Неро. В древности эти места населяли языческие угро-финские племена меря и чудь. Кланялись медведице, почитая ее своим божеством, и здесь долго не приживались ростки христианства. Княжескую защиту от разбойников жители города приняли, а вот обратиться в христианство не пожелали. После мученической смерти святого Бориса (Владимировича) Ростов долго не имел удельных князей, и хотя в 1054 году он достался в удел Всеволоду (Ярославичу), но и он все время своего княжения жил не в своем уделе, а в Переяславле Киевском. Святитель Леонтий (ум. 1077 г.) стал здесь одиноким миссионером, проповедовавшим местным язычникам христианство, что вызвало их глухое недовольство, а позже святителя Леонтия с бесчестием изгнали из города. Тогда он, поселившись за городом, построил там небольшую церковь во имя св. архистратига Михаила. В посте и молитвах, среди детей, которых обучал грамоте, сеял он семена Христовой веры. Через некоторое время святитель Леонтий вернулся в город, где окрестил многих жителей. Это ожесточило ростовских язычников, и они решили убить святителя, придя к соборной церкви и потребовав, чтобы он вышел к ним. «Испугались священники и диаконы соборные и стали умолять архипастыря своего, чтобы он не выходил и тайно скрылся от идолослужителей, готовых умертвить его». Но святитель Леонтий, вместе со священниками и диаконами, облаченные в священные одежды, вышли к народу. Пораженные светом, исходившим от лица святителя, язычники попадали на землю, и, как мертвые, лежали у его ног. По молитве святителя Леонтия Господь восставил и исцелил их, и они приняли св. веру и крестились в озере Неро. И с того времени «…начал отходить от нас мрак идольский, и воссиял свет благоверия», говорится в древнем похвальном слове святителю Леонтию.

Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь. Он был основан в 1389 году ростовским епископом св. Иаковом. Изгнанный из города своей паствой (за помилование осужденной на казнь, но раскаявшейся блудницы), Иаков подошел к реке, сбросил с плеч на воду свою архиерейскую мантию, перекрестил ее, и к удивлению и к ужасу своих гонителей, встал на нее, и как в лодочке отплыл от негостеприимного берега. Он поселился неподалёку от церкви Архангела Михаила, где своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Храм называется Зачатьевским (по имени главного храма, посвящённого Зачатию праведной Анны) или Иаковлевским — по имени основателя обители. Во второй половине XVII века на месте деревянной церкви Зачатия св. Анны сооружается новая, каменная.

 Спасо-Яковлевкий монастырь. Ростов Великий

И вот уже современная история Зачатьевского храма. В наши дни, после обретения фрески, посвященной Зачатию праведными Иоакимом и Анной Пресвятой Богородицы, провидением Божиим, случайная паломница, придя к этому образу, помолилась со слезами и верой о своей беде – невозможности иметь детей. Как и древняя Вероника (женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена (Лк. 8:41-56) от Господа услышала «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром». По молитвам св. праведных Иоакима и Анны, она вскоре родила здорового ребенка, несказанно удивив своих лечащих врачей и обрадовав родных и близких. После этого случая с молитвой о детях к образу потянулись паломники.

Пока еще икона официально не признана чудотворной, но наша группа, с верой и трепетом молилась о детях у образа святых праведных Родителей Пресвятой Богородицы.

Еще одна Святыня монастыря. Мощи святителя и чудотворца Димитрия Ростовского
(в миру Даниил Саввич Туптало, 1651 – 1709). Господь щедро одарил его многими талантами, о которых мы, простые и некнижные православные можем даже не подозревать. Но его один его труд знаком каждому: в 1684, находясь в Киево-Печерской лавре, Димитрий Ростовский принял на себя послушание – составление Четий Миней – сборника житий, расписанных по дням богослужений, которые мы и сегодня читаем с удивлением, страхом и благоговением. Впервые попав в этот храм, святитель Димитрий сразу указал место своего упокоения.

К концу 18 века в России уже очень долго не был прославлен ни один святой. И начались разговоры о том, что времена богооткровений закончились, что святости больше нет среди людей и нет смысла говорить об истинности православия. И явилось чудо. По Божиему промыслу, гроб святителя Димитрия был разрушен подгнившим бревном, упавшим прямо на крышку. Так явились нетленные его мощи. И начались исцеления и чудотворения. Для прославления нового святого работали целых три комиссии! Более того, факты исцеления фиксировали специальные врачебные комиссии. Но чудеса по молитвам святителя Димитрия столь явны и бесспорны, что он заслуженно и по сей день является одним из самых почитаемых и любимых святых.

Звонница Ростовского Успенского Собора запомнилась милым служителем при ней, говорившем о колоколах Сисое и Полиелее так, как говорят о любимом внуке – с любовью и гордостью. И мы, поднявшись по узким лестничным проходам на звонницу, прониклись его любовью. В наши уши «излилась благодать»: прислонив ухо к Полиелею мы стучали костяшками пальцев по его древней меди. А ведь ростовчане, чтобы не лишиться этой благодати, выкупили у Петра Первого эти колокола за двенадцать возов золота и серебра!


на звоннице Ростовского Кремля

Далее – Ярославль. Архитектурный стиль города очень своеобразен: визитными карточками городских церквей являются главки в виде луковицы, увенчивающие тонкий стилизованный барабан, а также декорированные изразцами фасады. В городе каждая улица и начинается и заканчивается храмом, и как теплый привет от нашего небесного покровителя: многие из них посвящены или имеют освященный придел в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Но обилие церквей имеет свою оборотную сторону. Население города более 600 тысяч, но прихожан мало: кроме трудностей восстановления храмов, есть и духовная ловушка: соблазн переходить из одного прихода в другой – в поисках «где лучше». Мне запомнился Храм Спаса на Городу. Здесь похоронен священник, прослуживший в одном приходе, в одном храме 49 лет! И по сию пору он в строю, пастырь верный – Воин Христов.

Когда краткая вечерняя экскурсия по Ярославлю подошла к концу, мы заторопились к вечернему богослужению в монастырь.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь основан в 1314 году. Это время непрекращающихся междоусобий князей, беспрерывного пролития братской крови. Именно тогда на Русь невообразимым гнетом на долгие времена легло владычество татар. Сдержанная северная летопись в это время кратко и зловеще отмечает: «и бысть лютое томление»; «пагубу великую (татары) творяху людем»; иногда прорывается вопль: «бе же видети стыдно и вельми страшно ругание от окаянных православному христианству и хлеб нейдяше во уста от страха» (1283 год). Вечный страх порождали физическое и духовное рабство, проливающаяся как вода, и от этого ставшая привычной, кровь ожесточала людей. Общие позор и гибель сменялись равнодушием или отчаянием, пропадали вера и надежда.

«Пресвятая Госпоже Богородице, - в вопле отчаяния взывали тогда русские люди, - Ты избавила род христианский от адова мучительства и ныне избави нас от нахождения поганых и злаго и нечестиваго пленения и посечения!».

И Всецарица услышала народ Свой… В августе 1314 года, в дремучем лесу, среди ночной тьмы, засиял свет от новоявленной иконы Пресвятой Богородицы. Это было в год, когда родился святой преподобный Сергий Радонежский, Чудотворец. В течение одних суток происходит сразу три грандиозных события: обретен новый, неизвестный дотоле Образ Пресвятой Богородицы; строится обыденный храм в честь обретенного Образа, названного Толгским по названию речушки Толги, впадающей в этом месте в Волгу. Образ за эти сутки производит такое количество чудесных исцелений, что Ростовский епископ Трифон (до пострижения в схиму Прохор), обретший новоявленный Образ, устраивает здесь монашескую обитель.


Свято-Введенский Толгский женский монастырь

Мы приехали в монастырь, и он встретил нас легким дождиком, уютной гостиницей, невиданным благолепием – богатым убранством, благоговейной тишиной храма и совершенно явным благодатным внутренним покоем. Даже ПОКОЕМ.

Здесь почивают мощи святителя Игнатия Брянчанинова (в миру Дмитрия Александровича Брянчанинова, 1807 –1867). Этот удивительный человек – почти наш современник, прославлен своими трудами – приношениями всем мирянам и современному монашеству. Истинность православного учения, по словам святителя Игнатия, зиждется на единстве Священного Писания, святоотеческого Предания и богослужения, которыми объемлется вся церковная жизнь, понимаемая как жизнь в Святом Духе: Священное Писание как богопознание, святоотеческое Предание как руководство к исполнению Евангелия, богослужение как прославление Бога. Все вместе это составляет Православие. А назначение человека состоит в том, чтобы стать «жилищем», «сосудом» Святаго Духа. При сотворении человека Господь даровал ему это состояние, однако оно было утрачено по причине грехопадения и может быть обретено вновь только в христианстве и только как Божий дар.


Введенский собор Толгского монастыря

в Толгском монастыре

Закончилась наша паломническо-историческая поездка в Переяславле Залесском. Мы поклонились честным мощам преподобного Никиты столпника, святого, который, подобно нам, многогрешным, был вспыльчивым и страстным человеком, который во обуздание страстей и обретение смирения на коленях стоял у ворот монастыря, у каждого входящего испрашивая прощения. Он носил такие вериги, которые кажутся непомерным бременем нашей изнеженной плоти. А потом мы молись за воскресной Вечерней в Соборе Никольского женского монастыря. И здесь мы приложились к древнейшей реликвии – Корсунскому Кресту-мощевику, сохранившемуся с домонгольских времен. Мы поклонились и частицам мощей и наших храмовых святых: мученикам Фодору Тирону и Василию Анкирскому. И заторопились домой – в свой Никольский храм, чтобы успеть к воскресному утреннему богослужению – ведь праздновался день святого Архистратига Михаила!

Трудно писать об этих древних землях. Так много хочется сказать! Но главные слова мы услышали от монахини Афанасии, которая рассказывала нам о Толгском монастыре. Она напомнила нам, что православные христиане – самые счастливые люди. За всех нас Господь Иисус Христос предал Свою плоть на поругание, и кровь Свою пролил за нас, когда мы еще были грешниками. И наша задача неустанно благодарить Бога за спасение и постараться, очищая свои сердца покаянием, со страхом Божиим приступать к Таинствам Исповеди и Причастия.

Господи Сил с нами буди!

 


Ольга Дорофеева

21.11.2010

 

 


Яблоко


Благотворительный фонд восстановления порушенных святынь

Фотогалерея

Епархия

Епархия

 

В Начало